Войти в почту

Верность власти как способ поддержки вдохновения. На всякий случай

Никита Сергеевич Михалков всегда на виду. Либо он где-то играет, либо что-то снимает – правда, в последние годы все реже. Но все чаще выступает в роли оракула, судьи в спорах, общественного деятеля, выступающего с оценкой происходящего в России и остальном мире. Вид мэтра неизменно важен, голос - вкрадчив. Даже усы у Михалкова особенные, представительские, чутко подстриженные, отменно душистые - это ощущается даже через экран.

Верность власти как способ поддержки вдохновения. На всякий случай
© Русская Планета

Нынешняя трибуна известного актера и кинорежиссера – авторская программа «Бесогонъ ТВ». Название красноречиво – на ведущего возложена святая миссия гнать прочь проклятых бесов, тени которых обступили Россию. Впрочем, слово «бесогон» имеет и другое значение: «лгун», «непоседа», обманщик». Это я так, попутно…

Облик Михалкова на экране – чувствуется рука опытного режиссера - замкнут в блистательном, в прямом смысле, антураже. Здесь нет случайных деталей - все необходимые.

Ведущий восседает в роскошном кресле, шея эффектно обмотана шарфом, руки увиты перстнями. На столе – российский флаг. Справа от режиссера толпятся бюстики – выдающихся, надо полагать, деятелей, кумиров хозяина. На стене золотятся иконы.

За спиной Михалкова три телефона - один белый и два желтых. Зачем столько? Не намек ли это на связь хозяина с сильными России сей? Не зря же говорят, что авторскую программу режиссера порой смотрит президент. Возможно, он делится своими мыслями и даже предлагает темы по одному из трех аппаратов…

«Бесогонъ» – передача долгая, раздумчивая. Ведущий выглядит многозначительно, но значения в его речах мало. Больше вокруг, да около – витиевато, вычурно. Когда он возмущается происходящим, обличает, а делает он это беспрестанно, никогда не затрагивает тех, кто наверху, во власти. И упаси боже, того, кто может позвонить по телефону, от голоса которого замирает сердце…

В 1998 году на экраны вышел фильм «Российский цирюльник, срежиссированный Михалковым. Фильм был большой, яркий, многозатратный, претендовавший на «Оскара», но его не получивший. Но дело не в этом, а в том, что режиссер картины сыграл императора Александра III.

Роль была исполнена Михалковым не просто эффектно, но и величественно-многозначительно. В ней витал намек – это сегодня я в роли императора прискакал на белом коне в Кремль. А завтра войду туда, как триумфатор.

Уверен, что Никита Сергеевич всерьез задумывался над тем, чтобы обозначить свои претензии на пост главы государства. Его все чаще видели в коридорах власти, и он уже топтался в ее гостиной – баллотировался в Государственную думу, поддерживал Березовского, Лужкова.

С президентом Ельциным у Михалкова сложились замечательные отношения. Режиссер был доверенным лицом Бориса Николаевича на выборах президента 1996 года, получил из его рук орден «За заслуги перед Отечеством». Говорил: «Борис Николаевич - русский. Он, простите меня, мужик. А Россия - имя существительное женского рода, и мужик ей необходим»

Он ждал, пока Ельцин уйдет и тогда придет его час. Но Михалкову видимо популярно разъяснили, что место, которое освобождает Борис Николаевич, уже занято. Режиссер был сильно разочарован…

Дальше было, как в старой большевистской песне: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…» Причем, в прямом смысле. Михалков стал обличать покойного, выступил с предложением признать преступлениями политику «мужика», которым когда-то восхищался. И - Горбачева, о котором раньше тоже говорил много хороших слов.

Михалков и Горбачев даже фотографировались вместе. Третьим на снимке был отец Никиты Сергеевича – знаменитый поэт Сергей Владимирович, написавший слова к гимну Советского Союза. А потом редактировал – сначала для Брежнева. Потом - для Путина, уже в гимне России.

Михалков-старший верно служил всем советским правителям. Сочинял стихи про Сталина, Хрущева, Брежнева, партию, коммунизм, счастливую жизнь в Стране Советов. Сергей Владимирович был всегда возле руководства страны – ловил взгляды властителей, откликался на их призывы.

Но про Путина Михалков-старший ничего не сочинил. Наверное, устал, сбился поэтический прицел…

Сын принял эстафету от отца. Он тоже верен руководству России и лично президенту Путину. Алексей Герман сказал о Михалкове:

«Никита Сергеевич, похоже, приспособится к любой власти. Я его прекрасно представляю на площади в Северной Корее исполняющим перед Великим вождем танец с гвоздиками…»

Михалков понимает, что наверх ему уже не взобраться – годы уже не те, да и главное место надолго занято. Но если нельзя во власть, так позвольте, хоть к ней прильнуть. И Михалков постоянно и неустанно восхваляет президента России, его политику, личные качества. Он столько раз говорил об этом, что уже набрался целый цитатник. Михалков начал с простых слов:

«Мне очень импонирует внутренняя структура и харизма Путина. Мне нравится то, что он говорит, и то, как он думает. Все, что он говорит, на мой взгляд, абсолютно правильно, и с ним согласны, я думаю, все в стране...»

С годами градус восхвалений вздымался, накалялся, и достиг огненного смерча: «Путина нам послал Господь!»

Михалков не только славит власть, но и яростно выступает против ее противников. Очередной выпад режиссера бы направлен на актеров, поддержавших оппозиционера Навального – зачем вы, ребята, бунтуете, чего вам не хватает, живете прекрасно, много снимаетесь, получаете выше крыши…

Тон Михалкова – вот, что значит лицедей – был не гневный, а недоуменный, почти отеческий: Саша, Паша, Гоша, одумайтесь, посмотрите вокруг. Вспомните, как было раньше и как стало теперь…

Михалков не понимает и не желает понять, как могут выказывать недовольство те, у кого есть деньги, благополучие, надежды на будущее. С какой стати они озаботились судьбой других, незнакомых людей?!

Не стану уличать знаменитость в лукавстве, подмене понятий, равнодушии. Это сделал молодой актер Семен Трескунов, обратившийся к Михалкову:

«Мне кажется, это ужасное искажение смыслов и сути явления - предполагать, что мы должны быть довольны тем, какая действительность нас окружает, только потому, что государство платит нам такое баснословное количество денег. Не все вопросы в этой жизни могут быть решены количеством денег… Почувствуйте нотки фальши в том, что вы пытаетесь утвердить…»

Трескунов вызвал мэтра на дискуссию:

«Вы расскажете о своей правде, а я расскажу о своей… В противном случае весь ваш поступок упирается в банальную и примитивную подлость, потому что по какой-то неведомой мне причине вы как художник отказались от ответственности перед своим зрителем, нивелировали значимость своего дара и, судя по всему, соглашаетесь не замечать несправедливость и жестокость, которые нас окружают каждодневно, только потому, что у вас достаточно денег, и этот свой комплекс вы пытаетесь спроецировать на себя и на своих коллег»

Разумеется, никакой словесной дуэли не будет. Не только потому, что Михалков – мэтр, а Трескунов дебютант. Слова Никиты Сергеевича незыблемы, как скала, и потому что они подкреплены мнением свыше. Обсуждать его непозволительно.

Михалков не просто служит власти, но и делает это энергично и вдохновенно.

«Я совершенно убежден, что можно вводить, возвращать статью о лишении гражданства, - заявил он на днях. - Не для того, чтобы побить инакомыслие, не для того, чтобы наказать людей, которые выходят и протестуют против беззакония, чиновничества, коррупции так далее. Она (коррупция) есть, с ней надо бороться, но не разрушением страны…». И добавил: «А когда за этим стоит обращение к западным странам о введении санкций против твоей страны – это повод для того, чтобы сказать: «Мой дорогой...»

Тем самым, по мнению режиссера, «мы избежим всяких тюрем, лагерей и постоянного смердения в пространство страны».

Разрушение страны по Михалкову – это требование соблюдения законных прав россиян, обуздание коррупции, прекращение разграбления страны, беспрестанного, необоснованного повышения цен. То, о чем говорят миллионы людей. Выходит, всех их следует выслать, оставив лишь покорных и бессловесных?!

Но это вопрос не к режиссеру. Он, вероятно, лишь озвучил то, что ему предложили. Позвонили по одному из его «важных» телефонов и сказали, что есть мнение…

Ведь никому из высших государственных деятелей было неудобно напоминать о жестокостях советских правителей, в разное время выбросивших из России цвет нации – философов Николая Бердяева, Ивана Ильина, ученых Владимира Зворыкина, Андрея Сахарова, историка Антония Флоровского, писателя Александра Солженицына и других…

Это было не к лицу и Михалкову, считающего себя интеллигентом и интеллектуалом, верующим, монархистом и патриотом. Но он спокойно пошел на это и сказал все, что требовалось. Ведь Никита Сергеевич привык играть свою роль не только в кино, но и в жизни. И еще раз доказал «верхам» свою благонадежность.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков нашел идею о лишении гражданства «интересной», тем самым высказав косвенную благодарность режиссеру. Есть основания полагать, что в недрах Государственной думы уже готовится соответствующий законопроект. Тем более, за наказание инакомыслящих ратовал спикер российского парламента Вячеслав Володин.

Можно даже предположить, кого первого могут лишить российского гражданства. Этот тот самый человек, фамилию которого упорно избегает называть президент…