Войти в почту

Отсутствие «электричества свободы» лишило смысла политику Литвы по БелАЭС

Литовская энергетическая политика стала жертвой политических амбиций Вильнюса, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.

Отсутствие «электричества свободы» лишило смысла политику Литвы по БелАЭС
© ФБА "Экономика сегодня"

Литовцы продолжают бороться с БелАЭС

Секретарь по вопросам энергетики Министерства экономики Латвии Эдийс Шайцанс утверждает, что латвийская сторона продает литовцам только российскую электроэнергию, которая поступает в эту страну по системе БРЭЛЛ. У Латвии нет оснований сомневаться, что российская информация является ложной, и что Москва перепродает прибалтам электроэнергию с БелАЭС.

Ранее министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис сообщил, что Вильнюс закупил электроэнергию с БелАЭС почти на 4 млн евро.

Данный вопрос обсуждался на комитете национальной и обороны Сейма Литвы, где Крейвис обвинил правительство Ингриды Шимоните в том, что оно не решает проблему, из-за чего литовцы продолжают закупать белорусскую электроэнергию.

Крейвис утверждает, что существуют данные, что 50% электроэнергии, которая поступает через литовско-латвийскую границу, производится на БелАЭС, но литовцы вынуждены ее потреблять из-за того, что в стране острый дефицит электроэнергии.

Борьба литовцев с БелАЭС приобретает анекдотичные формы: Вильнюс раздал таблетки от радиации жителям близлежащих к Гродненской области Белоруссии населенных пунктов и призвал ЕС ввести санкции против атомной станции.

Брюссель не принял такого решения, но Литва и Латвия демонстративно отказались от закупок электроэнергии в Белоруссии, однако заменить выпавшие белорусские объемы они могут только в РФ, связанной с Белоруссией в рамках единой системы БРЭЛЛ.

Как в газе не существует «молекул свободы», так и в энергетике нет «электричества свободы».

На северо-западе бывшего СССР расположены источники энергии, производящие электричество. Дальше эти объемы распределяется по всему региону. И в процессе не важно, где была выработана генерация, потому что речь идет о коллективной энергосистеме.

Литва является одним из наиболее энергозависимых государств ЕС. После того, как власти страны закрыли Игналинскую АЭС, Литва перестала быть экспортером, а стала импортером электричеством, где поставщиками выступили РФ и Белоруссия.

Минск решил заменить с помощью БелАЭС закрытую Игналинскую АЭС в энергосистеме региона. Это вызвало ненависть литовских властей, которые обещали населению страны построить новую атомную станцию. БелАЭС была объявлена угрозой литовской национальной безопасности, а Вильнюс начал проводить истеричную политику, которая окончательно завела его в тупик.

Литве не обойтись без импорта электроэнергии из РФ или Белоруссии, энергокабели из Швеции и Польши решить проблему не смогут.

Литва попала в ловушку русофобии

«В политике любое последующее решение зависит от предшествующего. Если вы в понедельник говорите, что земля плоская, во вторник проводите на эту тему пресс-конференцию, а в среду делаете презентацию, то в пятницу уже не можете сказать, что земля круглая. Примерно так ситуация развивается в литовской энергетике», - констатирует Межевич.

Действия Вильнюса наслаиваются друг на друга, в результате чего снижается пространство для маневра. В Литве существуют силы силы, которые намеренно поддерживают абсурд, что мы и видим на примере данной риторики министра энергетики.

«Литва много лет назад заняла бескомпромиссную позицию, и теперь она не может от нее отказаться независимо от того, тяжело или легко будет литовской экономике, и будут ли люди жить в этой стране при свечах», - заключает Межевич.

Вильнюс попал в ловушку русофобии, которая затем распространилась на режим президента Белоруссии Александра Лукашенко. Это привело литовцев к экономическим потерям и к решениям, которые нельзя рационально объяснить.

«Литовская экономика стала жертвой политических амбиций Вильнюса в энергетике. Еще надо понимать, что, в отличие от Эстонии, для литовцев Белоруссия является таким же врагом, как и Россия, чтобы там не говорила странная женщина Светлана Тихановская. Для Литвы не существует разницы между русским и белорусом, оба являются врагами», - резюмирует Межевич.

Эту линию мы видим на примере попыток литовского вмешательства во внутренние дела РФ и Белоруссии. В обеих ситуациях Вильнюс действует одинаково, но инструментов для давления на РФ у литовцев нет, а вот на Белоруссию они имеются.

«У литовцев по Белоруссии возникла дилемма. Белорусский враг с одной стороны оказался строителем БелАЭС, а с другой – поставщиком грузов в Клайпедский порт. Вильнюсу нужно, чтобы Минск продолжил транзитировать грузы через Клайпедский порт и перестал поставлять в Прибалтику электроэнергию с БелАЭС, но литовцы не смогли решить данную проблему», - констатирует Межевич.

Вильнюс проиграл по обоим направлением: энергия с БелАЭС никуда не делась, а белорусские грузы уходят в Усть-Лугу.

«Что касается экспорта электроэнергии с БелАЭС в Европу, то он уже осуществляется, но в странной форме. Белоруссия посылает электроэнергию в Россию, а Россия отправляет свою генерацию в Латвию», - заключает Межевич.

В Латвию идет энергию со Смоленской АЭС, а дома жителей Смоленской области освещает энергия с БелАЭС.