Из кресла на скамью
Это стало уже печальной традицией, но роковое кресло наших читинских руководителей уж больно часто сменяется на скамью подсудимых, а криминальный характер их обладателей похож друг на друга как две капли воды.
Криминальное покровительство
Вот и на сей раз длившееся целый год расследование по обвинению бывшего руководителя администрации городского округа «Город Чита» Олега Кузнецова во взятке завершилось на днях передачей дела дальше по инстанции, а сам фигурант вновь отправлен ждать своей участи в СИЗО. И ведь трудно признать в нём злодея. Мы знаем Олега Васильевича и по прежней ответственной должности директора «Читинского энергетического комплекса» ТГК-14, потом как первого зама двух градоначальников – Анатолия Михалёва и Владимира Забелина, - который незаметно тащил на себе львиную долю работы в администрации города. И не случайно после неожиданного ухода бизнесмена Забелина с поста руководителя администрации, выбор на эту хлопотную должность пал на Олега Кузнецова.
Ну, звёзд с неба он не хватал, но со стороны казалось, что делает всё возможное в меру своих способностей. Да, было и предостережение российского зампрокурора по поводу коммунальной неразберихи с подачей тепла в дома жителей Антипихи, и скандал с отсутствием его во время паводка в Чите, но, пожалуй, это всего лишь досадные эпизоды, от которых не застрахован любой руководитель такого хлопотного хозяйства, и не они определяли суть деятельности сити-менеджера города.
И вот, когда Олег Васильевич уже работал на новой должности заместителя министра ЖКХ, он был задержан, и Следственный комитет РФ по Забайкальскому краю начал расследование по факту взятки. При этом вновь прозвучали знакомые нам, читинцам, черты дела, которые мы знаем и по делам других фигурантов из команды администрации города. По сообщению Следственного управления Следственного комитета России Олег Кузнецов, будучи главой администрации города, оказывал покровительство некоему бизнесмену, а тот расплачивался услугами лично ему в качестве благоустройства дачной территории и проч. Услуги, согласно обвинению, были немалые и потянули на 7 миллионов рублей, то есть в особо крупном размере. Кузнецова взяли под стражу, потом его определили под домашний арест, затем снова отправили в СИЗО. Конечно, впереди суд и только он расставит все точки над i, но в любом случае вся эта история бросает тень на власть.
Чиновничье братство
Мы не ставим задачу выяснять подробности дела – пусть разбираются следственные органы и суд. Нас интересует другое: что же заставляет чиновников такого уровня с большой зарплатой и различными льготами снова и снова, несмотря на печальные примеры своих прежних коллег по работе в сфере управления, наступать на те же грабли ради лёгкой наживы?
Думаю, некая уверенность: в случае чего коллеги заступятся, дадут хорошую характеристику – попросту отмажут. Да, в последнее время мы видим, что борьба с коррупционерами обострилась, на чины и звания внимания обращают меньше, но в головах чиновников уверенность в безнаказанности всё ещё сидит крепко.
До сих пор на слуху в крае несколько дел, которые умышленно были заволокичены, и виновные вышли сухими из воды. Таких дел не одно и не два, и это играет разлагающую роль для чиновников, не гнушающихся коррупционными схемами. И круговая порука тоже явление постоянное. Что заставляло, например, в своё время группу депутатов читинской городской Думы ходатайствовать перед следствием о изменении меры пресечения некоторым проштрафившимся чиновникам, уже находившихся под стражей? Не им ли знать, что вмешиваться в дела следствия и судов нельзя даже депутатам?
Характеристики, которые раздают коллеги попавшим под следствие товарищам, пестрят эпитетами «интеллигентный», «умный», «отзывчивый», «деловой» и проч. – впору к награде представлять.
Вот, например, бывший зам. мэра Читы Вячеслав Шуляковский по мотивам коррупции был задержан ещё в феврале 2014 года. Дело тянулось больше года. Какая была необходимость? Это же можно сказать и в отношении других бывших чиновников городской администрации - Татьяны Охрименко, Анатолия Куликова, Любови Клейнос, депутата Алексея Шуранова и других. И поважнее дела распутывают в более короткие сроки, а тут… Может быть, потому, что всем им даются прекрасные характеристики их коллегами и идут постоянные ходатайства в их пользу? На суде их коллеги из городской администрации, помнится, выступали так, как будто на скамье подсудимых сидели не коррупционеры, не взяточники, а совершившие героические подвиги люди. Хотя тот же зам. мэра города Анатолий Куликов и Любовь Клейнос брали взятки не борзыми щенками, как гоголевские герои, а офисными помещениями (в личное пользование) в построенной доме, пиломатериалами для своего загородного дома и проч. Но, видимо, многие чиновники и депутаты не считают это криминалом, а обычным делом?
Михаила Лазуткина, в бытность его министром здравоохранения Забайкальского края, не ругал только ленивый. И ведь было за что. Но стоило на экс-министра надеть наручники за факты коррупции, сколько похвальных слов мы о нём услышали! Наш бывший губернатор Константин Ильковский прямо из столицы выдал спич в честь «умного, профессионального и кристально честного» своего бывшего подчинённого. Характеристика была настолько яркой, образной и запоминающейся, что сразу захотелось передать её в наградной отдел администрации края.
И, видимо, прав департамент социологии и политологии финансового университета при правительстве России, согласно рейтингу которого жители Читы по уровню доверия к судебной системе, к власти в целом регулярно оказываются на одном из последних мест в РФ.
По-человечески Олегу Кузнецову хочется даже посочувствовать. Но если в суде подтвердятся обвинения его во взятках, вину за это, думается, пусть разделят и его коллеги.
Хотя бы в моральном плане.