Глава Stena оправдывает российскую аннексию Крыма: «На самом деле он никогда не был украинским» (Dagens Nyheter, Швеция)
Когда Дан Стен Ульссон (Dan Sten Olsson) принимает Dagens Nyheter в головном офисе Stena при «Датском терминале» компании в центре Гётеборга, видно, что он в хорошем настроении. На календаре 2 декабря, и он дает ежегодные интервью приглашенным СМИ.
Основной владелец и глава концерна Stena AB Дан Стен Ульссон — один из самых влиятельных бизнесменов Швеции. Поначалу беседа вращается вокруг эпидемии коронавируса и экономических потерь, которые она принесла концерну. Убытки в этом году, вероятно, составят около 4 миллиардов крон. По словам Дана Стена Ульссона, впервые с момента основания в 1939 году концерн сделал шаг назад в своем развитии.
Но в центре внимания во время интервью окажутся вовсе не слова Дана Стена Ульссона о пандемии, а его позиция по российской аннексии Крымского полуострова в 2014 году. О России речь заходит, когда мы обсуждаем интересы концерна Stena в Балтийском море и средства, вкладываемые в первую очередь в грузовые судна, которые ходят в Латвию (которую Дан Стен Ульссон со смехом называет «шведский край») и обратно.
«Народ, у которого шахматы — национальный спорт, вероятно, очень одарен. Русские хорошо образованы. Я люблю русских — не коллектив, а отдельных людей», — говорит Дан Стен Ульссон.
Еще прошлой осенью Дан Стен Ульссон пожаловался Dagens Nyheter, что бизнесу с Россией мешают санкции из-за аннексии Крыма в 2014 году, вызвавшей резкую реакцию Запада. Сейчас он развивает эту мысль, попросив репортеров Dagens Nyheter не записывать.
«Крым на самом деле никогда не принадлежал Украине», — говорит Дан Стен Ульссон и добавляет, что полуостров «всегда был российским».
Прежде чем в 1783 году полуостров захватила императрица Екатерина II, он несколько сотен лет принадлежал Крымскому ханству, которое в свою очередь было частью Османской империи. Еще в 1850-е годы крымские татары составляли две трети населения полуострова. В 1944 году 250 тысяч крымских татар депортировали в Центральную Азию, где треть из них погибли.
После войны Советский Союз под руководством Никиты Хрущева в 1954 году внес изменения на карту, передав Крымский полуостров Украине.
«Это была административная мера, на которую они пошли с перепоя», — говорит Дан Стен Ульссон.
На вопрос Dagens Nyheter, влияет ли то, что Россия не придерживается демократических ценностей, на ее торговлю с ЕС, в том числе со Швецией, Дан Стен Ульссон ответил: «Нет, на торговлю это не влияет, вы и сами это знаете. Тут речь исключительно о Крыме».
Российская аннексия Крыма была нарушением международного права, мировое сообщество ее осуждает и не признает. По мнению владельца Stena, аннексия стала следствием нарушения обещаний со стороны НАТО.
«Когда Горбачев уступил, ему пообещали, что НАТО не будет продвигать свои позиции. Такова история. А сейчас бывшая российская база в Румынии стала базой НАТО. Если ты русский, вряд ли тебе это сильно понравится», — говорит он.
Однако насчет того, действительно ли НАТО в конце 1980-х — начале 1990-х обещала Михаилу Горбачеву не расширяться на восток в связи с распадом Советского Союза, единого мнения нет. Об этом написано множество научных статей в уважаемых журналах, но к согласию исследователи так и не пришли.
Что же касается базы в Румынии, то эту страну советские военные покинули еще в 1958 году, и база не принадлежит России уже более 60 лет.
«Россия определенно права. Я считаю, чертовски плохой идеей было не отдать Крым россиянам сразу же, ведь он всегда им принадлежал», — говорит Дан Стен Ульссон.
«Они (россияне — прим. ред.) не могут рисковать военно-морской базой в Крыму. Если они ее лишатся, стране конец».
Затем Дан Стен Ульссон говорит со смехом, что лично звонил высокопоставленному дипломату Яну Элиассону (Jan Eliasson), бывшему председателю Генеральной ассамблеи ООН и социал-демократическому министру иностранных дел Швеции, чтобы обсудить этот вопрос. По поручению Совета безопасности ООН Элиассон побывал в Киеве в начале марта в 2014 году, когда началась аннексия.
«Я, кстати, позвонил… как его… Яну Элиассону и сказал: „Просто продайте сейчас Крым русским подороже, они в любом случае его возьмут". Но он ответил, что „у него нет таких полномочий"», — говорит Дан Стен Ульссон и смеется.
Ян Элиассон вспоминает, что разговор с Даном Стеном Ульссоном был вполне дружелюбным. Тот ему позвонил в 2014 году, когда Элиассон был заместителем генерального секретаря ООН и работал в штаб-квартире в Нью-Йорке. Элиассон рассказал об этом Dagens Nyheter по телефону.
«Я не совсем понял, была ли это шутка или просто проявление инстинкта делового человека, который всегда чует выгодную сделку», — говорит Ян Элиассон и смеется, вспоминая этот эпизод.
По его словам, Дана Стена Ульссона он «немного» знал и раньше — оба из Гётеборга и относятся друг к другу с симпатией.
«Я помню только, что, конечно, напомнил ему, что это серьезный вопрос, который касается международного права и неприкосновенности границ. В ООН не могут мыслить такими категориями, которыми оперировал он», — говорит Ян Элиассон.
Когда через день после интервью Dagens Nyheter позвонила Дану Стену Ульссону, он поначалу не захотел комментировать свои слова о Крыме и России. Но после непродолжительной беседы он все же сказал: «Да, если мировое сообщество что-то говорит, конечно, у мирового сообщества есть на это высокое моральное право. Но это не значит, что у человека в отдельных случаях не может быть своего личного мнения».
Stena AB
Концерн Stena состоит из трех материнских предприятий: Stena Metall AB, Stena AB и Stena Sessan AB.
38% его бизнеса связано с недвижимостью. Агентство недвижимости Stena Fastigheter — один из крупнейших владельцев недвижимости в Швеции, ему принадлежит более 25 тысяч квартир.
В общей сложности оборот всех компаний составляет более 33 миллиардов шведских крон.
До кризиса, вызванного коронавирусом, у концерна было 19,4 тысяч сотрудников по всему миру. Большинство обслуживали пассажирские паромы в европейских водах.
Согласно балансовому учету за 2020 год, концерн терпит убытки размером примерно в 4 миллиарда крон. Стоимость ликвидных средств концерна достигает 21 миллиарда крон.