Войти в почту

Наместник на Дальнем Востоке: Почему Юрий Трутнев может уйти

Полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), вице-премьера Юрия Трутнева могут снять с Дальнего Востока, который он курирует с 2013 года, в рамках ротации, сообщает телеграм-канал «Около Кремля». Предполагается, что Трутнева могут поставить полпредом в Северо-Кавказский федеральный округ вместо Юрия Чайки.

Наместник на Дальнем Востоке: Почему Юрий Трутнев может уйти
© Свободная пресса

Чем занимается Юрий Трутнев

Как вице-премьер и полпред Юрий Петрович курирует Дальний Восток, Арктику и Северный Кавказ, а также федеральные мероприятия по социально-экономическому развитию Арктической зоны и Северного Кавказа. Кроме того, он координирует работу Минвостокразвития и особые экономические зоны на Дальнем Востоке.

Возможные причины отставки, работа в ДФО

Много полномочий – мало дел

Об отставке Трутнева, пишет политолог Илья Гращенков, начали говорить еще в начале 2020 года. Предполагалось, что он должен сконцентрироваться на проектах по развитию Арктики и Северного Кавказа. Действительно, сферы влияния Трутнева очень обширны, а прорывных результатов нет.

– Присоединение Арктики, плюс полпред по ДФО должен отвечать еще и за Северный Кавказ. Он сильно перегружен, а на Дальнем Востоке не сделано ничего. Поздравить Юрия Петровича не с чем, – подчеркивает политолог Илдус Ярулин.

Кризис в Хабаровске

Арест бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и последующие протесты стали дополнительным поводом отставки или перевода полпреда в другой федеральный округ. Тогда Трутнев стал фигурантом большого скандала – в сеть попала аудиозапись с закрытого совещания, где Трутнев ругает Фургала за то, что у губернатора слишком высокий рейтинг в регионе. Считается, что Трутнев недолюбливает и врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева – присланного из Москвы чиновника представил местным политическим элитам его заместитель.

Вообще-то Юрий Петрович заложил бомбу под Хабаровск задолго до ареста Сергея Фургала, когда в 2018 году, во-первых, поддержал перенос столицы Дальнего Востока во Владивосток, а во-вторых, оперативно перевез туда свое полпредство.

– Большой ошибкой был и перенос полпредства из Хабаровска во Владивосток, – подчеркивает политолог Алексей Чадаев. – И логистический, и смысловой центр территории – это, конечно, Хабаровск. Сами хабаровчане восприняли это как обиду за то, что неправильно проголосовали, и еще больше ожесточились по отношению к федеральному центру.

В порядке восстановления управляемости следует вернуть полпредство обратно в Хабаровск, считает Чадаев.

Развитие ДФО: инвестиции, ТОРы и институты развития

В связи с пандемией и обострением системных проблем на Дальнем Востоке стали проседать и социально-экономические показатели, находящиеся в зоне ответственности Юрия Трутнева. Из последнего можно отметить разговоры о ликвидации четырех институтов развития Дальнего Востока из-за неэффективности. Впрочем, отмечает политолог Алексей Чадаев, к сфере ответственности Трутнева это едва ли относится напрямую. «Это точно такой федеральный тренд. В том смысле, что развитие может и будет, а институтов уже нет», – отметил он. Программа «Дальневосточный гектар» также оказалась невостребованной. Работа над инвестиционной привлекательностью – в ДФО 22 особые экономические зоны – осталась на уровне деклараций. Многие проявившие интерес к ТОРам потенциальные резиденты быстро отвалились.

– Вроде проблемы обсуждаются, встречи проходят, но реальных прорывов на Дальнем Востоке нет, – комментирует работу полпреда политолог Илдус Ярулин. – Ситуация не улучшается – ни с экономикой, ни с Covid, ни во взаимоотношениях с губернаторами. Ликвидация четырех институтов развития, аффилированных с Миновостокразвития, тоже говорит о провале. После прошедших саммитов АТЭС никаких значимых событий на Дальнем Востоке нет. Больших денег не пришло, а заявленные инвестиции оказались только протоколами о намерениях. В целом программа по развитию Дальнего Востока не выполнена.

Ледяной дождь в Приморье

Ледяной коллапс в Приморье также не добавляет управленческих очков Юрию Трутневу. Новая столица Дальнего Востока неделю была обесточена после циклона, люди жили без воды и отопления, а улицы превратились в сплошной каток.

– Понятно, что полпред за погоду не отвечает, – отмечает Илдус Ярулин, – зато он отвечает за готовность региона к ЧС и ликвидацию его последствий.

Институт полпредства себя изжил

Опрошенные нами эксперты считают, что институт полпредства себя изжил. По крайней мере, он не нужен во всех федеральных округах. На Северном Кавказе — регионе особом в вопросах подчинения, конечно, стоит сохранить. В других же округах губернаторы хорошо встроены в вертикаль и не проявляют даже здоровой самостоятельности. Несмотря на события в Хабаровском крае и выраженную национальную идентичность в Якутии, полпред не нужен и Дальнему Востоку.

– Я вообще не вижу смысла в наличии такой структуры, как полпредство, – подчеркивает Илдус Ярулин. – Когда в начале нулевых институт полпредов создавался, нужно было решать проблему единства России и оседлать волну сепаратизма. Тогда региональные бароны решили сами командовать – пошли предложения о создании своих конституций, своих президентов – и нужно было выстраивать вертикаль власти. Тогда полпред как политическая фигура был нужен на Дальнем Востоке. Вертикаль была построена, и я не понимаю, зачем нужно этот институт сохранять. У полпреда нет экономических рычагов, он может только говорить. Трутнев – вице-премьер. В этом статусе он может решать вопросы. При нем должен быть, наверное, совет губернаторов и экономические рычаги вице-премьера. Тем более что вот-вот будет принят закон о Госсовете.

Политолог Алексей Чадаев отмечает, что кое-где полпредство играет большую роль.

– Совершенно очевидно, что на Северном Кавказе полпредство много значит, также как и в Ростовской области (ЮФО). Институт создавали, чтобы усмирить самостоятельных губернаторов, которым Москва не указ. Сейчас многие губернаторы сами как полпреды – президент и отправил их технократить. Другое дело, что в некоторых случаях, когда губернатора нет, полпредство как может отруливает. Так было, например, в Хакасии или во Владимирской области, – напоминает Чадаев.