Войти в почту

На выборах-2021 кандидатов-иноагентов намерены промаркировать

В Госдуму внесен пакет законопроектов, которые вводят дополнительное регулирование деятельности иноагентов в России. О сути новых поправок, подготовленных группой сенаторов и депутатов, «Парламентской газете» рассказал один из авторов инициатив, глава комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов.

На выборах-2021 кандидатов-иноагентов намерены промаркировать
© Парламентская газета

- Андрей Аркадьевич, 17 ноября состоялось плановое заседание вашей комиссии. И уже день спустя в Госдуму были внесены законопроекты, регулирующие деятельность иноагентов в России. Практически одновременно с этим на сайтах зарубежных СМИ появились материалы, написанные буквально «под копирку», с критикой этих поправок. Ожидали, такой реакции?

- Безусловно, потому что начало было положено ещё за неделю до нашего заседания. По имеющейся у нас информации в США началась активная работа, чтобы мы отозвали наши предложения об иноагентах в России. Продвигать это начинают через сеть НПО, СМИ-иноагентов, соцсети и заокеанских ставленников внутри РФ. То есть российские сенаторы еще никаких законопроектов на тот момент не внесли, а американцы уже требуют «это отозвать» — это прямое их вмешательство в наши внутренние дела! Из этого делаю простой вывод — предлагаемые нами меры явно усложнят жизнь тем, кто привык решать свои вопросы путем вмешательства в чужие суверенные дела. Следовательно, мы на правильном пути.

Подчеркну, что все предложенные нами меры носят сугубо ответный характер на попытки из-за рубежа воздействовать на политические процессы в России. И основаны такие меры на Конституции РФ, международном праве и практике защиты от внешних угроз государств, обладающих реальным суверенитетом. Важно, что все поддержанные членами сенаторской комиссии инициативы в той или иной форме обсуждались нами в открытом для СМИ режиме на протяжении более трех лет и корректировались с учетом новых, реальных и очень опасных вызовов. Мы тесно взаимодействовали с депутатами Госдумы, профильными министерствами и ведомствами, регионами, общественными организациями, экспертами. Поэтому все оглашенные нами 17 ноября предложения законодательного реагирования являются взвешенными, серьезно проработанными, прошедшими широкое и открытое обсуждение.

- В пакет внесенных в Госдуму законопроектов вошла лишь часть озвученных 17 ноября инициатив — по какому принципу они отбирались?

Мы отобрали те законопроекты, которые не требуют особого характера их прохождения в парламенте — например, не требуют предварительного заключения Правительства или Верховного суда РФ. Они вполне могут быть рассмотрены в Госдуме до конца года. И это крайне важно — мы стремимся принять комплекс намеченных мер правового реагирования до начала избирательной кампании 2021 года в России, включая выборы в Госдуму. И это не случайно — цивилизованные правовые государства должны избегать корректировки правовых норм, которые связаны с подобными политическими процессами, после их старта. Как говорится: правила во время игры не меняют.

- Теперь — непосредственно о ваших предложениях. Первым из них законодательно уточняется термин «иностранный агент». В чем новация?

- Дело в том, что сегодня «иностранным агентом» может именоваться только неправительственная организация (НПО), прошедшая регистрацию как юридическое лицо. Но если такой регистрации нет, то НПО де-факто работает, а статус иноагента присвоить ей нельзя. Этим законодательным пробелом беззастенчиво пользуются, увы, многие реальные ставленники зарубежья. Нашими поправками мы его устраняем. Кроме того, физлица у нас пока считаются «иноагентами», если они непосредственно сотрудничают со СМИ-иноагентами. При этом немалое число граждан явно занимается политической деятельностью и получает при этом (прямо или через посредников) реальную иностранную поддержку — деньги, имущество, «бесплатные» услуги организационно-технического, правового, информационно-рекламного и иного характера. То есть на практике являются иноагентами. Предложения нашей комиссии — привести уже действующие нормы об иноагентах в соответствие с действительностью.

Особо отмечу, что «иноагент» — не пожизненное клеймо. Любая организация или физлицо, зарегистрированные в РФ как иностранный агент, может освободиться от этого титула, прекратив совмещать политическую деятельность с получением зарубежной поддержки. Напомню, что иностранные агенты могут после регистрации продолжать заниматься политикой и получать за это деньги, но при этом они должны отчитываться об этом и маркировать свою деятельность соответствующим образом — ответственность наступает лишь за нарушение этих простых и понятных правил. Кстати, наши инициативы никак не связаны с якобы желанием плодить число иноагентов в России — в этом, поверьте, никто не заинтересован. К слову, сегодня доля официальных иноагентов среди зарегистрированных в России НПО составляет 0,032 процента.

- Другая ваша инициатива касается возможного участия иноагентов в российских выборах. Согласно Конституции любой российский гражданин имеет право быть избранным. Но если он имеет статус «иноагента» — как соблюсти национальные интересы и конституционное права российского гражданина участвовать в выборах в качестве кандидата?

- Согласно нашим предложениям, иноагенты и аффилированные с ними лица не лишаются конституционных прав быть избранными. Но чтобы российский избиратель знал, кто баллотируется на тех или иных выборах, мы предлагаем впредь на основе избирательного законодательства РФ маркировать подобных кандидатов как кандидатов-иноагентов или кандидатов, аффилированных с иноагентом — каковыми они являются на самом деле. Такая маркировка должна быть размещена, в частности. на всех листовках участника выборов, на плакатах и т.д. А поддерживать ли зарубежных ставленников на наших выборах, по-прежнему будет решать сам избиратель.

- Пожалуй, наибольший резонанс в СМИ вызвала ваша инициатива, согласно которой вводятся определенные ограничения на просветительскую деятельность в РФ и впервые даётся её определение в нашем законодательстве. Для чего это так необходимо?

- В нашей комиссии есть масса материалов о том, как иностранные государства, организации и лица пытаются заниматься в России политическим миссионерством. Проще говоря тем, что навязывают нашим людям, особенно молодым, чужие ценности, порядки, принципы. При этом за рубежом не скрывают, что конечная цель многих подобных «просветительских» акций — изменить политическую систему РФ.

К сожалению, до сих пор наше законодательство не имело определения просветительской деятельности. Поэтому нельзя было должным образом регулировать иностранное участие в ней. Предложение сенаторской комиссии как раз о том, чтобы закрепить в законе об образовании соответствующую дефиницию и уполномочить Правительство РФ регулировать зарубежное участие в отечественном просветительстве. При этом устанавливается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни — эту определение мы фактически скопировали из Конституции России. Как видите, ничего принципиально нового здесь мы не предлагаем — просто закрепляем законодательно то, что должно стать опорой нашей государственности.

Ещё одна поправка, внесенная нами в Госдуму, касается регламентации проведения публичных акций политического характера. Опыт показывает, что, к большому сожалению, целый ряд митингов, шествий проводится в России не без иностранной поддержки, в том числе материальной помощи из-за рубежа. Поэтому, на наш взгляд, этот вопрос нужно регламентировать на уровне федерального закона — пока этого у нас не предусмотрено.