Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положений
обновленной Конституции.
Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил
об изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.
Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской
Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного
судопроизводства РФ.
Закрепляется
порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.
Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений
о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи
102 Конституции.
Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут
быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей — Конституционного Суда, Верховного
Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда
по интеллектуальным правам.
Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей
поступка, порочащего честь и достоинство
судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих
о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые
предусмотрены федеральными конституционными законами.
В законах закреплен перечень
оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру
прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,
порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены:
несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»; прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства
(подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории
иностранного государства; нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми
запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,
владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.
Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.
Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.
При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении
остальных категорий судей действующий
порядок прекращения полномочий судей сохраняется
(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит
обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности
прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Положения Закона
РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования
к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
В целях приведения
судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов
Российской Федерации из действующего законодательства.
Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе
судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого
конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены — 1 января 2023 года.
При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим
исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным
законодательством для таких судей в отставке.
Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять
решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах
государственной власти региона.
«Изменения
направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению
эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности
осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —
сообщил Павел Крашенинников.