Кризис госуправления: Почему Дитриха не заставишь пойти в губернаторы

Система государственного управления в России испытывает серьезный кризис. Наиболее амбициозные люди и не только стремятся поскорее уйти из органов власти, а заменить их практически некем.

Кризис госуправления: Почему Дитриха не заставишь пойти в губернаторы
© Свободная пресса

Бывший министр транспорта Евгений Дитрих отказался возглавить Белгородскую область, которой с 1993 года руководил харизматичный Евгений Савченко. И руководил, надо признать, вполне успешно, то есть бывшему министру не пришлось бы разгребать завалы. Но Дитрих объяснил свое решение тем, что хочет заниматься бизнесом. Если вспомнить, как раньше рвались стать губернатором, то ситуация выглядит странной.

С другой стороны, уходят люди даже из федерального парламента. К примеру, из нынешнего состава Госдумы добровольно ушел прославленный теннисист Марат Сафин. Сказал, что хочет заняться своими околоспортивными проектами, проще говоря, стать общественником.

Или вот Данил Шилков, избранный от Свердловской области. Он согласился стать аудитором Счетной палаты, то есть по сути высокопоставленным бухгалтером, а не сидеть в федеральном парламенте со статусом министра.

Ушел из Думы в этом году и сидевший в парламенте пять созывов олимпийский чемпион Александр Карелин. Мол, избрался депутатом заксобрания Новосибирской области, меня ждут люди там. Правда, в случае с Карелиным логичное объяснение есть: как депутат местного парламента он стал членом Совета Федерации.

Однако тенденция налицо. Бизнес предпочтительнее работы губернатором, общественная деятельность привлекательнее принятия законов. Так завтра случайных прохожих будут хватать на улицах и предлагать им стать высокопоставленными чиновниками.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что система госуправления в России испытывает проблемы как из-за политических, так и экономических причин:

- Я бы не говорил, что сейчас политики бегут с корабля. Лица у элиты разные, но она одна. Невозможно бежать никуда. Пересев из кресла политика в кресло бизнесмена, человек остается на одной палубе.

Другое дело, что наметилась тенденция, когда из политики уходят в бизнес, покидая политику. Раньше бизнесмены шли в политику и продолжали заниматься бизнесом, теперь это не так. Но уйти из политики просто так нельзя, потому что никто не забудет твое бывшее депутатство.

«СП»: - Может, люди просто не видят в политике перспектив для себя?

- Вот это очень значимый аргумент. Политика перестала быть перспективной даже для таких «с задней скамьи», как Карелин. Ну, сядешь ты депутатом, ничего не будет. Для бедного человека это значимо, потому что впереди депутатская пенсия. А богатый просидит хоть десять лет в парламенте, но ничего это ему не даст.

Если бы у депутата Госдумы был шанс стать министром, то никого из парламента выгнать нельзя было никакими способами. Но это партии должны формировать правительство. У нас же республика президентская, а потому более значима не публичная, а аппаратная политика. Правят не политики, а чиновники.

В президентской стране один политик — глава государства. И это не особенность России, это во всех президентских республиках так.

Так что зачем козе баян, она и так веселая. Карелин ушел из Думы, решив выгоднее для себя заксобрание. То есть федеральный парламент лишен перспектив. И чем ниже уровень власти, тем это очевиднее. И близко к тому, что деятельные люди разойдутся.

«СП»: - Придут на смену новые.

- Заменит лишь наш политический класс амбициозная молодежь? На этот вопрос отвечать пока рано. Молодежь тоже ищет место, где деньги, а не просто должности. Какой смысл сидеть на задней скамейке и просто нажимать кнопку, а других политических функций нет.

Если фракций в парламенте много, то это чревато хаосом. Но если фракций мало и они большие, то всё сводится к общению лидеров, а остальные вроде как для мебели.

«СП»: - Это касается и губернаторов.

- Совершенно верно. У губернатора большая ответственность, а возможностей мало, посадить легко.

И понятно, почему Дитрих не захотел возглавить вполне себе благополучную Белгородскую область. Предыдущий губернатор за несколько десятилетий взрастил всю элиту в регионе, которая будет вставлять палки в колеса. Только вспомните как тяжело, и то по состоянию здоровья, уходил из Кузбасса Аман Тулеев.

И зачем Дитриху все эти проблемы?

Но это еще полбеды. Вы никого сегодня не найдете на должность вице-губернатора. Ответственность у него почти такая же как у главы региона, а перспектив вообще никаких. О нем забудут через месяц после отставки, когда бывший губернатор хоть в Совет Федерации может переместиться. Вице-губернатор будет ходить постоянно под большим дамокловым мечом. На имеющиеся средства функционировать невозможно, а управлять регионом как-то нужно.

«СП»: - То есть вмешивается не только политика, но и экономика.

- Система специально так выстроена, что функционал больше возможностей. Поэтому все региональные лидеры ездят просить денег в Москву.

«СП»: - Получается, что идет отрицательный отбор управленческих кадров.

- Это вообще система, в которой все виноваты. Но как это изменить? Что касается губернаторов, то можно поменять налоговую систему. Только кто даст гарантию, что деньги не своруют? Придется выстраивать очень сложную систему контроля. Когда все деньги уходят в центр, то можно быть уверенным в надежности губернатора.

То же можно сказать и про свободу регионов брать займы. Ведь берет один губернатор, а отдавать надо будет следующему. Поэтому сама мысль о том, чтобы руководить регионом бережливо, бессмысленна. Какой смысл делать бездифицитный бюджет, когда тебе не придется отчитываться за долги.

Беда в том, что и вертикаль власти иначе не удержать. Мы имеем федеральное государство, которое экономически является унитарным. Вот и последствия налицо в региональной экономике и федеральной политике.