Трех участников встречи с Лукашенко в СИЗО перевели под домашний арест
В понедельник из СИЗО вышли трое участников недавней встречи с Александром Лукашенко: член президиума Координационного совета Лилия Власова, адвокат Илья Салей и политтехнолог Виталий Шкляров. Последний — гражданин США, он был задержан еще в июле по делу Тихановского. Об этом сообщает Tut.by.
Еще двоим — директору компании PandaDoc Дмитрию Рабцевичу и политологу Юрию Воскресенскому — меру пресечения изменили на следующий день после встречи с президентом в СИЗО. Александр Лукашенко посетил следственный изолятор КГБ 10 октября. Вместе с арестованными оппозиционерами он обсудил возможную конституционную реформу. Тогда же политтехнолог Шкляров лично попросил Лукашенко перевести его под домашний арест, говорит его адвокат Антон Гашинский.
— У него мама очень сильно больна. Мы будем ходатайствовать перед следствием, чтобы Виталия перевели под домашний арест в квартиру, где проживает его мама. Сейчас он действительно находится в квартире мамы Юрия Воскресенского, в эту незнакомую квартиру его перевезли в ночь с пятницы на субботу. И с этого момента его охраняют постоянно два вооруженных человека. Выходить из квартиры он не может, никого принимать он тоже не может, ни с кем видеться он не может. Я думаю, что совместно с посольством американским мы будем прилагать максимальные усилия для то, чтобы он вернулся в Соединенные Штаты Америки.
— Что еще известно по поводу встречи с Лукашенко в СИЗО, о чем конкретно говорили?
— Каждый из присутствующих смог высказать свою позицию. Первое — это конституционная реформа, второе — протесты, и третье — будущее Белоруссии. По мнению Виталия, должны отпустить всех, потому что президент выразил надежду на то, что опять все соберутся, только на свободе. Соответственно, исходя из этого, можно делать выбор, что отпустят всех.
В день, когда Воскресенского и Рабцевича отпусили из СИЗО, прошла традиционная протестная акция, милиция впервые за долгое время применила силу против митингующих на воскресной акции протеста — были задержаны более 700 человек.
Выбранную Лукашенко стратегию анализирует политолог, политический обозреватель информационной компании «Белапан» Александр Класковский.
— Насколько можно судить по каким-то косвенным данным, он предлагал своего рода сделку. Освобождение или, по крайней мере, изменение меры пресечения в обмен на сотрудничество, на поддержку осуществления той конституционной реформы. Ну, и плюс, наверное, чтобы эти лидеры оппозиции призвали улицу прекратить эти протесты. Пока я не вижу раскола в протесте, потому что не вышли ключевые фигуры. Если бы, скажем, вышел Бабарико и сказал, что надо поддержать конституционную реформу в варианте Лукашенко, да, это было бы, может быть даже, не столько расколом оппозиции, сколько бы Бабарико перечеркнул себя как политическую фигуру. Я думаю, что в основном это на внешних игроков рассчитано, на Европу и на Москву. Потому что те белорусы, которые выходят на протест, они не согласны на подмену повестки дня. Лозунги остаются те же — это отставка Лукашенко, прекращение насилия и освобождение политических заключенных. Лукашенко пытается подсунуть какую-то видимость конституционной реформы, при этом он даже в общих чертах не говорит, какими он видит эти изменения.
— На этом фоне неделю назад произошедший в Минске жесткий разгон и протест — может быть, здесь другой, особый сигнал тоже?
— Лукашенко решил показать, что он не ослабляет свою политику по отношению к тем, кто на улице. И, во-вторых, это был ответ на комментарии, что, дескать, вот он признал свою вину и пошел в СИЗО, был такой момент эйфории. Вероятно, это был месседж власти ответный. Если хотите идти на компромиссы, на наши условия, то мы можем и помягче, а кто не понимает и рвется на улицу, будет получать по голове.
В понедельник на улицах Минска сразу две акции пенсионеров — в поддержку власти и против нее. В один момент колонны митингующих встретились. Судя по видео в Сети, участники проправительственной акции решили не замечать оппонентов, а оппозиционеры в шутку пытались переманить людей с красно-зелеными флагами на свою сторону.
На одной из центральных улиц выстроилась колонна автомобилей с желающими довезти до дома пенсионеров после митинга. Обошлось без задержаний и провокаций.