Войти в почту

Путин сказал, что поправки ограничат власть президента. Почему это не так?

«Президент отдает отсебя часть очень существенных полномочий. Если сегодня президент сам утверждает председателя правительства с согласия Госдумы, а затем без всякого согласия парламента страны назначает министров фактически, то ситуация меняется кардинально. Теперь окончательное решение по председателю правительства принимает сам парламент, так же, как по министрам, а президент в предложенном варианте Конституции не имеет права их отклонить». Есть подробный разбор, почему это не так, мы же ограничимся основными тезисами. Кто сейчас назначает премьер-министра? Согласно действующей редакции статьи 111 Конституции, президент России назначает премьер-министра с согласия Госдумы. Глава государства вносит на рассмотрение Думы кандидатуру премьера и в случае, если большинство депутатов проголосует за, назначает его. Если Дума голосует против, то у президента есть еще две попытки. Если Госдума отклоняет президентского кандидата (или кандидатов) во второй и третий раз, то глава государства сам назначает премьера, но в то же время обязан распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Или же соглашается с требованиями думы и отзывает свою кандидатуру. Именно так произошло в 1998 году, когда Борис Ельцин дважды предложил кандидатуру Виктора Черномырдина, дважды Дума ее отклонила, и в третий раз под угрозой новых выборов Ельцин вынужден был выдвинуть Евгения Примакова. Действительно, ли после поправок президент не сможет отклонить кандидатуру Госдумы? Процедура назначения премьера меняется только на словах. «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой», – говорится в новой редакции пункта первого статьи 111. Но сама процедура «утверждения» ничем не отличается от нынешней «дачи согласия» – все то же рассмотрение кандидатуры или кандидатур по предложению президента. Более того, теперь президент не будет связан обязательством распускать Думу, если она трижды отклонит его предложение: в таком случае он будет просто назначать премьера, а распускать или нет нижнюю палату, остается на его усмотрение. Президент получает больше свободы при отставке премьера. Если по ныне действующему законодательству, увольнение главы правительства автоматически ведет к отставке всего правительства, то в случае принятия поправок, президент будет вправе уволить одного только премьер-министра, а кабинет при этом продолжит работу. О чем Путин не сказал? Об изменениях в статье 110, ч.1, где после «плебисцита» к нынешнему варианту «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» добавится очень важное дополнение: «под общим руководством Президента Российской Федерации». Таким образом, формально будет закреплено подчинение исполнительной ветви власти Президенту, любой кабинет министров, предложенный и утверждённый Думой, будет де-юре подчиняться главе государства. И, конечно, ни слова не было сказано Путиным об «обнулении сроков», то есть об изменении статьи 81 Конституции. В законе «О поправке к Конституции Российской Федерации» это прописано так: «3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. 3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации».

Путин сказал, что поправки ограничат власть президента. Почему это не так?
© Свободные новости