Войти в почту

Donya-e eqtesad (Иран): все-таки какие реформы задумал Путин?

Автор иранского издания полагает, что и после конституционной реформы в России Путин продолжит оказывать ключевое влияние на формирование внешнеполитического курса страны.

Примерно неделю назад президент России Владимир Путин в традиционном ежегодном обращении к Федеральному собранию Российской Федерации поставил вопросы о необходимости частичной реформы Основного закона страны.

Как обычно в подобных случаях, относительно задач и целей Владимира Путина сразу появились самые различные точки зрения, но большинство аналитиков и комментаторов все же сошлись на том, что вся данная процедура была частью его плана, конечная цель которого — остаться на политической сцене России в качестве лица, которое, вероятно, и не будет уже называться президентом, но все равно останется фактическим лидером страны и потому по-прежнему будет принимать все ключевые решения.

В 2024 году второй президентский срок Путина подойдет к концу и по конституции он должен будет сойти с политической сцены России. Но, тем не менее, он надеется создать условия, по которым сохранение им всей полноты власти в стране все же будет возможным. Согласно предложениям Путина, сфера полномочий следующего президента страны должна стать несколько уже. Напомним, что еще в 2000 году Путиным, когда он только выходил на политическую сцену России в качестве главы государства, им был создан такой институт, как Государственный совет.

До сих пор данный институт имел чисто церемониальные функции, и было неясно, в чем же конкретно заключалась его политическая роль. Но по убеждению ряда авторитетных аналитиков и комментаторов, после определенных изменений в Основном законе страны, которые предусмотрел Владимир Путин, сфера полномочий этого политического органа станет более определенной и главное — значительно возрастет.

И после завершения исполнения обязанностей первого лица государства и формального ухода с политической сцены Путину предстоит возглавить данный совет. И, таким образом, Путин сможет сохранить все широкие полномочия лица, в целом определяющего всю политику страны.

Уровень популярности Путина, хотя и остается довольно высоким, но в последние два года все же демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, как из-за, в целом, неудовлетворительного состояния дел в российской экономике, так и в силу недовольства большинства россиян определенными политическими мероприятиями высших органов власти. Ряд современных аналитиков, как собственно российских, так и зарубежных, имеют основания полагать, что продолжение присутствия Путина во власти, сохранение за ним основных рычагов политического влияния в стране, будут иметь влияние не только на ситуацию внутри России.

Пускай опосредованно, но Путин продолжит оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса страны, важным элементом которого за последние годы стало усиление давления как на западные государства, так и на ближайших соседей России. Кремль в основном устраивало то, что Запад за все годы президентства Путина не решался активно противостоять его внешней политике, направленной на усиление влияния и веса Москвы во всех ключевых международных делах, и ограничивался лишь громкими заявлениями, за которыми, как правило, не следовало никаких серьезных действий. А от ближайших соседей Москвы, и от незападных стран, особенно тех, которые демонстрировали лояльность к Москве, и после 2024 года хотят видеть продолжения следования в «фарватере» российской политики.

Способствовать таким задачам призвано, в частности, продолжение разработок, связанных с производством в России самых передовых видов вооружений. Продолжение производства Россией высокотехнологичного оружия должно оказывать и определенное сдерживающее влияние на западные страны, а, с другой стороны, должно стимулировать интерес к Москве со стороны стран, которые по тем или иным причинам оказываются в состоянии конфронтации с Западом. Ведь не секрет, что экспорт передового вооружения России всегда формировал весьма солидную часть бюджета государства. Есть все основания полагать, что и возможный преемник Путина, и те, кто фактически будут управлять страной после 2024 года, не станут привносить кардинальные изменения в данное направление российской внешней политики.