Foreign Affairs (США): российско-китайское партнерство — угроза интересам США

Россия и Китай укрепляют связи практически по всем направлениям своих отношений. Однако в Вашингтоне расходятся во мнениях о том, что предвещают эти укрепляющиеся связи. Согласно общепринятому мнению, уже давно считается, что китайско-российские отношения останутся сдержанными и лишенными доверия и что страны будут держать друг друга на расстоянии вытянутой руки. Наблюдатели, такие как Леон Арон (Leon Aron) из Американского института предпринимательства (в публикации «Действительно ли Россия и Китай создают альянс?»), приводят целый перечень препятствий (историческое недоверие, отсутствие экономического и военного равновесия, сохраняющаяся напряженность по ряду внешнеполитических вопросов), из-за которых китайско-российское партнерство является противоестественным и маловероятным. Короче говоря, сегодняшние скептики утверждают, что опасения по поводу углубления китайско-российских отношений раздуты и две державы вряд ли заключат официальный союз. Общепринятые взгляды здесь больше не подходят. Уже сейчас уровень отношений между Пекином и Москвой превысил то, что наблюдатели ожидали всего лишь несколько лет назад. Более того, две страны, действуя согласованно, могут нанести значительный ущерб интересам США, даже если они никогда не создадут альянс. На самом деле вопрос о том, становятся ли Россия и Китай официальными союзниками, не актуален. Вопросы, которые должны задавать политики, скорее, заключаются в следующем: до какого уровня будет укрепляться их партнерство, как это повлияет на интересы США и что Вашингтон может сделать, чтобы определить свое направление движения и сгладить его негативные последствия для США и других демократических стран? Связи, которые обязывают Россия и Китай давно испытывают общее недовольство: после окончания холодной войны обе державы испытывали беспокойство в отношении Соединенных Штатов и международного порядка, в котором Вашингтон доминирует, что, по их мнению, ставит их в невыгодное положение. Но хотя Россия и Китай, возможно, изначально объединились на основе недовольства, их продолжающееся взаимодействие способствует более глубокому и прочному партнерству. Как заявил министр иностранных дел Китая Ван И (Wang Yi) на пресс-конференции в марте, отношения Пекина с Москвой становятся все более «стабильными и зрелыми». Поскольку Москва и Пекин взаимодействуют в областях, представляющих взаимный интерес (от Северной Кореи до ядерной сделки с Ираном), они закладывают основу для глубокого и прочного партнерства. Как подчеркивает Арон, развитию сотрудничества во многом способствовали товарищеские отношения между президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Оба лидера встречаются на удивление часто. Недавно Путин принял участие во втором саммите, посвященном инициативе Китая «Один пояс, один путь». Си приедет в Москву с ответным визитом в конце этого года. Но, пожалуй, важнее то, что два государства взаимодействуют на всех уровнях своих правительств, тесно сотрудничая в таких областях, как инвестиции, транспорт, космическая навигация и разработка стратегически важных технологий, которые могут использоваться в военной сфере. Такая широкая и растущая основа сотрудничества позволяет говорить о том, что связи между Москвой и Пекином будут существовать и после ухода Путина и Си. Более того, российский и китайский режимы становятся все более похожими друг на друга. Бюрократии обеих стран говорят на одном и том же авторитарном языке. Путин возглавляет в высокой степени персонифицированную авторитарную систему, в которой власть сосредоточена в его руках. Си также консолидировал власть и демонтировал принцип согласованного принятия решений, который доминировал в политической системе Китая после Мао. Хотя между двумя государствами по-прежнему имеются существенные различия, Си персонифицировал свою власть таким образом, что политическая система Китая теперь приближается к авторитаризму властного Путина. Исследования показывают, что одинаковый режим способствует укреплению сотрудничества между государствами. Общего авторитарного мировоззрения, возможно, и не существует, но оба режима стремятся узаконить свое недемократическое правление и отстаивать общую концепцию изменения мирового порядка, возглавляемого Соединенными Штатами. Арон отмечает отсутствие равенства между Россией и Китая в вопросах экономической и военной мощи. Но сближение авторитарных систем двух стран может помочь нейтрализовать это препятствие. Будучи авторитарными правителями, Путин и Си придают первостепенное значение сохранению свой власти, отодвигая на второй план все остальное. Для Путина далекая и неопределенная угроза со стороны более мощного Китая (контролю России над своим Дальним Востоком, ее доминированию в Центральной Азии или, в конечном итоге, влиянию Кремля на мировой арене) «предпочтительнее» непосредственной и определенной угрозы, которую он чувствует со стороны Вашингтона или его собственной стагнирующей экономики. Китай помогает Путину в том и другом отношении. В феврале в своем послании к Федеральному собранию Путин подчеркнул, что связи с Китаем будут способствовать безопасности и процветанию России, в частности, по мере согласования его плана Евразийского экономического союза с китайской масштабной инициативой «Один пояс, один путь». И хотя такое сотрудничество особых плодов пока не принесло, готовность Путина привести в соответствие свой экономический союз с проектом «Один пояс, один путь» свидетельствует о том, что он не считает свои отношения с Китаем антагонистическими, и эта позиция резко отличается от его отношения к Соединенным Штатам. В отношениях с Китаем Путин все больше признает свою роль младшего партнера. Китай, со своей стороны, в дальнейшем вполне может попытаться отделаться от России. Но пока китайское руководство высоко ценит поддержку Путина в противодействии Вашингтону, реформировании системы глобального управления и оспаривании ценностей, лежащих в основе либерального порядка. Хотя в вопросе противодействия США Китай, возможно, и более осторожен, чем Россия, Пекин пользуется способностью Путина выявлять бреши в альянсах Вашингтона и отвлекать США от подъема и растущего влияния Китая. Даже культурные различия не всегда создают барьер для более тесных отношений между двумя странами с авторитарными лидерами, решившими изобразить свои правительства партнерами в отражении подрывной деятельности Запада. Если уж на то пошло, контроль Путина и Си над своими политическими системами позволит им изменить общественное мнение, если они решат это сделать. Уже сейчас данные опроса, проведенного в 2018 году исследовательским центром «Пью» (Pew Research Center), показывают, что 65% россиян положительно относятся к Китаю, что почти равно проценту россиян, которые отрицательно относятся к США (66%).