Игра в воспоминания: один спектакль, два города, две сцены
ТАЛЛИНН, 17 мар — Sputnik, Владимир Барсегян. В Русском театре Эстонии состоялась премьера по пьесе российского драматурга Ольги Мухиной "Олимпия" в постановке художественного руководителя театра Филиппа Лося. Русский театр показал, над чем смеются и плачут эстонцы >> Это не совсем обычная постановка в силу хотя бы того обстоятельства, что спектакль отныне будет идти на двух сценах — на подмостках Русского театра Эстонии и Театра-фестиваля "Балтийский дом" Санкт-Петербурга — и в нем заняты актеры эти двух театров. Миры Ольги Мухиной Пьеса Мухиной — это современная сказка о поздних годах СССР, в центре событий — семья "олимпийских богов", среди персонажей — знаменитые спортсмены, балерины, генералы. Артисты русского театра Эстонии Наталья Мурина, Татьяна Маневская и Александр Ивашкевич в спектакле "Олимпия" Драматургию Мухиной очень точно характеризует одна случайно услышанная фраза, которая прозвучала из уст одного из зрителей: "Это не понимать, это чувствовать нужно!" Ольга Мухина создает не просто пьесы, а своего рода сценические поэмы, где все предельно образно: и обстоятельства, и герои, и то, как монтируются эпизоды действия, и то, как разрешается конфликт. Вслушиваясь в ее тексты, вглядываясь в происходящее на сцене, нужно открыть свое сердце и следовать за развитием чувства, а уже потом пытаться осмыслить, что же с тобой происходило в течение того времени, когда длился спектакль. И еще одну фразу очень хочется добавить к уже написанному, — фразу самого драматурга, так она — еще один ключик к пониманию ее творчества: "Я знаю людей, которые ходят в театр, чтобы после него помыться, но я такой театр не люблю. И многие не любят. Мне кажется, большинство людей приходят в театр, как в какую-то сказку. И в этой сказке люди не должны лезть на сцену в грязных ботинках. Право залезть на сцену вообще надо заслужить..." Сцена из спектакля "Олимпия" на подмостках Русского театра Эстонии Один за всех и все за одного Спектакль "Олимпия" будет особенно интересен людям, которые еще помнят свое советское детство и юность, крушение всех надежд в 90-х годах и понимание того, что нужно собрать силы и начать все заново. Само действие развивается на сцене чрезвычайно динамично — два акта буквально пролетают, не давая ни на секунду отвлечься и заскучать. И это заслуга абсолютно всех, кто принял участие в работе над спектаклем, но в первую очередь режиссера, который сумел заложить в него точный темпоритм. Еще одной безусловной заслугой постановщика можно считать и то, что для него автор — его текст, мысли, образы — безусловные ценности, которые нужно подчеркнуть и следовать за ними, исходить из них. "Колесо обозрения": Русский театр Эстонии шагнул в новое десятилетие >> Образность текста подчеркивается внешней выразительностью сценического действия, и тут хотелось бы отметить как всегда филигранную работу балетмейстера Ольги Привис, которая умеет удивлять, оставаясь в рамках режиссерского замысла. Отдельных слов благодарности заслуживают режиссер видеофильма Николай Филиппов, сценограф и автор костюмов Валерий Полуновский, художник по свету Денис Солнцев. Упоминание их всех вместе говорит лишь о том, что созданная ими сценическая среда очень гармонична и в этом трио никто "не тянет на себя одеяло". Актеры спектакля поставлены в условия жесткого отбора выразительных средств, когда создаваемый ими образ должен быть намечен немногими, но яркими штрихами. Это скорее символы, чем персонажи, с тонко проработанной психологической партитурой, но таковы требования замысла и они оправданны всеми остальными деталями постановки. И это не упрощение задачи, а, скорее, путь к проявлению новых граней актерского мастерства. Русский театр Эстонии учит "Искусству примирения" >> В спектакле блистают как актеры Русского театра Эстонии Александр Ивашкевич, Наталья Мурина, Татьяна Маневская, Сергей Фурманюк, так и санкт-петербургские мастера театра "Балтийский дом" Елена Карпова и Олег Коробкин, Валерий Соловьев и Александра Мамкаева.