Главная угроза России исходит вовсе не из США
Главной угрозой безопасности России является не НАТО, а Китай, чьи ракеты — даже малой и средней дальности — покрывают большую часть российской территории, и Сибирь — целиком.
Поэтому в интересах России включить КНР в новый договор о разоружении, который должен прийти на смену советско-американскому договору о РСМД.
ДРМСД может прекратить свое действие через полгода, если Москва и Вашингтон не придут к компромиссу.
2 февраля президент Владимир Путин заявил, что Россия приостанавливает свое участие в ДРСМД в ответ на аналогичные действия США.
Вариант привлечения Пекина к договору об ограничении ракет малой и средней дальности предложила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.
Участие Китая в любом договоре по ракетам было бы выгодно России, потому что сейчас Пекин совершенно бесконтролен в этом смысле, говорит директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов.
Основные ракетные дивизионы Китая развернуты в направлении Южно-Китайского моря, на спорные острова. И это ракеты в обычном снаряжении. А те ракеты, которые могут быть теоретически нацелены на Россию (а также Казахстан и Индию), расположены в Синцзяне, и вот они-то могут нести ядерные боеголовки, и эти ракеты довольно сложно достать силами ПРО, — говорит он.
Пекин при каждом удобном случае заявляет, что ни одна его ракета не нацелена на российскую территорию, и в этом смысле заявление германского министра обороны звучит несколько провокационно.
Однако интрига состоит в том, что подтвердить или опровергнуть эти утверждения Пекина не представляется возможным — именно в силу того, что Китай не связан какими-либо обязательствами верифицировать свои заявления. Со спутников же можно подтвердить только факт наличия ракет малой и средней дальности в том или ином районе, но понять визуально, в какую сторону эта ракета может быть запущена, невозможно.
Хотя Москва тоже при всяком удобном случае заявляет, что верит Пекину на слово всем, знаменитая реплика президента США Рональда Рейгана doveryai no proveryai нисколько не потеряла своей актуальности.
Гарантией ненаправленности китайских ракет на Россию служат не столько уверения Пекина, сколько объективная военно-политическая расстановка сил, в которой у Китая и России нет ни одного союзника, кроме их самих. В случае войны с любой третьей страной или блоком Китай и Россия могут рассчитывать только друг на друга.
Москва и Пекин пытаются обезопасить себя не военными методами, а дипломатическими. Можно ли этим договорам верить? Скорее да, чем нет, потому что у Китая нет сейчас никаких причин нападать на Россию военными средствами. Тем более, что по числу боеголовок Китай многократно проигрывает российским ракетно-ядерным арсеналам, — говорит эксперт.
Из предупреждения германского министра следует довольно пикантный вопрос: а не нацелены ли российские ракеты на Китай? Ведь такие опасения могут убедить Пекин присоединиться к новому ДРМСД куда эффективнее, чем угроза со стороны США, которая для китайцев столь же привычна, как восход солнца.
На российском Дальнем Востоке размещены ракеты, в том числе шахтного базирования, которые нацелены против американских пусковых установок в Японии и Южной Корее. Для Китая эти российские ракеты — точно такой же фактор неопределенности, как для России — китайские ракеты в Синцзяне. Поэтому вхождение в трехсторонний договор по РМСД было бы выгодно Китаю и Россию в равной степени, даже больше, чем США, — говорит Маслов.
Проблема состоит в ментальности китайцев, которые патологически не желают входить в любые договоры, которые хоть как-то нарушают их «интимное пространство».
За такие уступки китайцы требуют чего-то взамен. И вот что может устроить Пекин в качестве равноценного обмена, не вполне понятно: у Китая есть всё необходимое для опоры на собственные силы.
Китай так активно поддерживает России по поводу сохранения в силе ДРМСД, потому что взаимное сдерживание России и США очень на руку КНР, говорит руководитель департамента международных отношений ВШЭ Александр Лукин.
Германия «подхрюкивает» Вашингтону потому, что США очень опасаются бесконтрольного роста китайского ракетно-ядерного потенциала, который почти целиком направлен против интересов США, даже если эти ракеты прямо территории США не достигают, — сказал он.
Но Китай в данном случае «подхрюкивает» Москве тоже не из большой, но чистой любви: ведь КНР и РФ формально даже не являются военными союзниками.
Китаю необходима свобода рук в развитии своих ракетных арсеналов не только из-за возможных осложнений в Южно-Китайском море или вокруг Тайваня, но и из-за потенциально опасных отношений с Индией, которая считает, что КНР оккупирует часть ее территории в Кашмире.
Нападать же на Россию у Китая просто нет резона — это чуть ли не единственная страна в мире, в миролюбии которой в Пекине даже в малейшей степени не сомневаются, — считает Лукин.