Почему Стивен Сигал не подходит для работы в МИД России

Тот факт, что актер Стивен Сигал от имени МИД РФ теперь будет налаживать культурные связи России и США, многие подвергли осмеянию. И напрасно. Речь идет о весьма серьезной ошибке: Сигал на эту роль категорически не подходит. Гораздо эффективнее было бы обратить внимание на некоторых голливудских евреев.

После назначения Стивена Сигала спецпредставителем МИД РФ по вопросам гуманитарных связей с США ряд западных СМИ обвинили Россию в «отсутствии здравого смысла и логики», иронично назвав это кадровое решение «последним шансом» в «безвыходной ситуации». В самой России тоже не удержались от шпилек типа «не договорится, так наваляет», но сам Сигал воспринял назначение с энтузиазмом.

В реальности смешного в этой истории немного, напротив, она дает серьезный повод поговорить о вполне себе разумном поведении Смоленской площади. В частности, о том, что при отсутствии внятной аналитики и продуманной кадровой политики здравая затея может ухнуть в бездну, как это уже неоднократно бывало на примере «Россотрудничества».

Проблема распадается на два разнокалиберных вопроса. Первый: эффективен ли лично Стивен Соломонович Сигал в роли переговорщика и «лица компании». Второй: есть ли вообще какой-то прок от института «послов доброй воли» из числа актеров, спортсменов и наивных школьниц типа трагической фигуры Саманты Смит с учетом, что это не только российская практика.

Бурят, монгол и геополитик

Впервые фамилия Сигала как потенциального дипломата всплыла на встрече Владимира Путина с Бараком Обамой в 2013 году на саммите G8. Тогда российский лидер предложил назначить актера почетным консулом РФ в Калифорнии, что Обама воспринял как шутку, но на всякий случай (о путинском чувстве юмора ему докладывали помощники) переспросил: «Это вы серьезно?». Это было серьезно, но назначения не случилось. Есть информация, что бывший посол России в Вашингтоне Сергей Кисляк неоднократно поднимал вопрос о предоставлении Сигалу неких полномочий от Госдепа и занятии им неформальной должности спецпосланника по России. При этом эти разговоры носили неформальный характер и не выглядели вмешательством во внутренние дела США или в их кадровую политику, скорее, это было обсуждением агремана – формального согласия принимающей страны на предлагаемую фигуру посла. Потому американцы и не возмутились, переведя все в шутку.

Бытует мнение, что тут сказалось личное отношение Путина к Сигалу. Собственно, многие в России сохранили трогательное отношение к киногероям «эпохи VHS», когда экшн-фильмы были невероятно популярны, а альтернативы этому домашнему развлечению практически не было. Персонажи Сигала привлекали не только гипертрофированной борьбой за справедливость, но специфической техникой рукопашного боя. Он сам придумал этот стиль. Традиционное айкидо, которому актер десятилетиями обучался в Японии, в значительной степени театр – крайне пассивный стиль рукопашного боя, больше пригодный для спецэффектов. В итоге Сигал изобрел нечто, что, по его словам, будет «работать на улице» – привнес в айкидо реальные боевые элементы, что выгодно сказалось на сценографии. В отличие от персонажей Брюса Ли и Джеки Чана, что расправлялись с врагами красиво, но вопреки законам физики, его герои ломали шеи одним ударом без тени самоиронии, что придавало фильмам реалистичность. Неудивительно, что этот «уличный» стиль стал особенно популярен в России и в Восточной Европе, переживавших тогда не лучшие времена.

Но важнее другое: во второй половине 1990-х годов, когда российско-американские отношения начали ухудшаться на фоне расширения НАТО на Восток, Сигал опубликовал в американских СМИ серию статей, которые сейчас могли бы назвать «пророссийскими». Сам он их писал или нет, неизвестно, в любом случае, актер и продюсер от своего имени реально предостерегал Вашингтон от избыточного давления на Россию и отношения к ней как поверженной в ходе холодной войны стране, проявив удивительные для Голливуда знания внешнеполитических реалий. Такая позиция, как ни странно, – прямое следствие его сценического образа, который Сигал нарастил на себя.

Он десятилетиями мистифицировал свое этническое происхождение, мутируя из белорусского еврея – сына скромного учителя математики в бурят-монгола-индейца (до конца в итоге не определился, но, изъездив и Бурятию, и Калмыкию, женился на ойрат-монголке по буддистскому обряду). При этом о матери – ирландке с деревенской фамилией Даффи – актер рассказывал, что ее подкинули к католическому монастырю в колыбельке, а на самом деле она чуть ли не чероки. Такой имидж лучше соответствовал его сценическому амплуа. В то, что негодяев разбрасывает пачками внук выходца из минского гетто и сына очкарика-математика, не смогли бы поверить даже Йорам Глобус и Менахем Голан – знаменитые израильско-голливудские продюсеры, «отцы» жанра экшн-фильмов, которые придумали в нем, кажется, всё – от «Американского ниндзя» до «Рокки» и «Кровавого спорта», а не только одного Сигала.

Так, родившийся в Мичигане актер постепенно превратился в бурят-монгола, что автоматически породило и интерес к России на почве «поиска корней» и своеобразную по меркам США политическую позицию. Но он не один такой.

В том же направлении постепенно дрейфует Дэвид Духовны – звезда «Секретных материалов» и «Блудливой Калифорнии». На фоне происходящего на Украине этот внук еврейского активиста из Бердичева – редактора идишистской бруклинской газеты «Моргн-журнал» – стал утверждать, что «чувствует себя русским» и резко критикует нынешний киевский режим. Это же случилось со многими американскими потомками украинских евреев, у которых Петр Порошенко и батальон «Айдар» в сознании органично совместились с Бабьим Яром. Характерный пример – «главный Эркюль Пуаро», актер Дэвид Суше, дед которого Исидор Сушедович бежал из Литвы в Южную Африку, нелегально перейдя границу в Восточной Пруссии, благодаря чему и выжил.

Другое дело, что Сигал, как и другие его коллеги по жанру, в США сейчас практически забыты. Они не запрыгнули на корабль цифровой революции и «сериального кинематографа», окончательно растеряв аудиторию на фоне роста толерантности. Задним числом она требует пересмотреть отношение даже к «Рокки», не то что к крайне неполиткорректным фильмам Сигала. Словом, в качестве «лидера общественного мнения» он довольно сомнителен.

Кроме того, в «месячник харассмента» (октябрь–ноябрь 2017 года), когда под боевым кличем #Metoo обвинения в сексуальных домогательствах сыпались на голливудских звезд и продюсеров буквально каждый день, попало и Сигалу. Его обвинили в домогательствах три бывшие ассистентки, семь актрис и телеведущих второго плана, из которых одна – открытая лесбиянка, а также лично Джулианна Моргулис – звезда «Скорой помощи» и один из главных моторов «Вайнштейнгейта». При этом Моргулис немного завралась: она заявила, что отказала Сигалу на кастинге, убежала из его вагончика и роли не получила. На деле именно в фильме Сигала «Во имя справедливости» никому не известная старлетка Моргулис получила свою самую первую роль «со словами», сыграв проститутку, что совсем не смешно, господа гусары.

В таком контексте (в Калифорнии на Сигала заведено два дела по обвинению в изнасиловании в рамках все того же #Metoo) его «представительские функции» на территории США вообще теряют смысл. Затопчут. Так что практический выхлоп от его назначения на роль представителя МИД РФ можно спрогнозировать как минимальный. Но вопрос его назначения можно рассмотреть и в более широком смысле.

Приказано уничтожить

Когда баскетболист Деннис Родман катался в Пхеньян как на работу и обедал там под фотокамеры с Ким Чен Ыном, его освистывали. КНДР это мало что дало, но на тот момент Родман был единственным американцем, который видел северокорейского лидера в лицо.

Позиция Стивена Сигала как «посла доброй воли» может быть эффективной только в том случае, если таких сигалов будет много. Сама по себе идея формирования в среде американцев нормального имиджа РФ через актеров и спортсменов перспективна. Речь идет о формировании чего-то похожего на «корпус добровольных помощников», только не подпольного, а открытого и легального. США используют на территории РФ именно подпольную работу, находя «добровольных помощников» через НКО в среде вечно фрондирующей творческой интеллигенции и «образованщины», а главным идеологом такого метода был бывший посол Майкл Макфол, ныне – главный критик Сигала в социальных сетях.

Боксеры Джеффри Монсон и Рой Джонс-младший, сноубордист Вик Уайлд, тренер по дзюдо Энцио Гамба, дирижер и сценарист Фабио Мастранджело и даже Майк Тайсон, как к нему ни относись, – популярные публичные люди, реально способные влиять на общественное мнение в ежедневном режиме.

Но их, повторимся, должно быть много, иначе затопчут поодиночке.

Еще один отрицательный момент: сама идея оформилась с сильным опозданием. Давление американских СМИ и организованная травля в соцсетях уже давно сформировали антироссийское общественное мнение, в рамках которого легко представить Монсона, получившего из рук Игоря Плотницкого гражданство ЛНР, ущербным боксером-психопатом, а Сигала – стареющей и вышедшей в тираж звездой харассмента. Если бы такая работа началась хотя бы пять лет назад и была более организованной, от нее мог бы быть толк. Сейчас же потребуются невероятные усилия и столь же невероятное стечение обстоятельств, чтобы «корпус добровольных помощников» смог переломить общую атмосферу нетерпимости.

Кроме того, многие подчеркивают, что открытое назначение Сигала показывает спецпрокурору Мюллеру «куда смотреть надо». Американская репрессивная машина получила повод превентивно атаковать те структуры, которые может посчитать «работающими на Кремль». Некоторые сами подставляются, как владелец продюсерского агентства Doors to Hollywood Боб Ван Ронкель, который в целях самопиара рассказал, как «познакомил» Сигала с Путиным. Думается, уже сейчас Ронкелю надо собирать чемоданы, ибо в ближайшем будущем его затопчет толпа старлеток с обвинениями в домогательствах. Он и так в группе риска, а тут такое.

Сигала уже обвиняют в связях с Эмином Агаларовым, роль которого в последних скандалах до сих пор не прояснена. А «контакты через Голливуд» стали перспективной темой для разработки ФБР.

Подытожим: в целом неплохая идея может превратиться в ничто из-за плохого подбора кадров, что традиционная беда для нашей административной системы. Да, приходится работать с тем материалом, который есть в наличии, но из гнилого кирпича дом не построишь. Если работа с иностранцами (не обязательно с одними американцами) будет переведена на более твердые рельсы, из этого может что-то получиться. Но не учитывать современные американские реалии, в том числе и голливудские, довольно странно.

Возможно, проблема тут в нежелании воспринимать западные общественные настроения как данность. Над победившей толерантностью и прочей #Metoo у нас принято в основном посмеиваться, но для американцев это реальная жизнь. Шаг за эти рамки приводит к моральному уничтожению любого, вне зависимости от прежних заслуг, вплоть до психиатрии и самоубийств. Это выглядит безумно, но считаться с этим придется. Надевают же российские тележурналистки, отправляясь в Иран, платок на голову. А для того, чтобы это все понимать и доносить до МИДа, существуют посольство и разведка, если их вообще кто-то слушает.

То есть Стивен Сигал – это, в принципе, хорошо, и его любят миллионы россиян, а не только президент. Но Дэвид Духовны, или Шон Пенн, или Дэвид Суше – лучше. А работать надо тоньше, чтобы не давать прокурору Мюллеру повода превентивно гнобить хороших людей.