Протест - сегодня, Курилы - завтра: отношения России и Японии имеют очень сложный подтекст
Протест Японии по поводу российских военных учений на Курильских островах носит технический характер – считает старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.
Вопрос Курильских островов является центральным в отношениях России и Японии
Напомним, что министр иностранных дел Японии Таро Коно заявил, что усиление военного присутствия России на четырех островах Курильской гряды вызывает у Токио сожаление и идет вразрез с официальной японской позицией.
Все это является следствием того, что Восточный военный округ начал учения на Курильских островах по противодействию незаконным вооруженным формированиям с участием двух тысяч военнослужащих и 500 единиц техники. При этом, Япония претендует на суверенитет над Курильскими островами и даже официально называет их «Северными территориями».
Кроме того, это коррелирует с политикой действующего премьер-министра Японии Синдзо Абэ по России, в рамках которой Токио рассчитывал решить территориальные вопросы с Москвой на выгодных для себя условиях. В результате, появилось российско-японское соглашение о совместной хозяйственной деятельности на южной части Курильской гряды.
Другой вопрос, и это очевидно, что Россия никогда не передаст Японии суверенитет даже над частью Курильских островов, поэтому данный вопрос, учитывая официальную риторику Токио, не имеет какого-то очевидного решения.
Российско-японские отношения находятся сегодня на подъеме
Впрочем, наряду с этим протестом МИД Японии по поводу российских военных учений также появилась информация, что Москва и Токио обсудят перспективы совместной хозяйственной деятельности на Курилах, а премьер Абэ в мае в очередной раз прибудет в нашу страну для переговоров с высшим российским политическим руководством.
Примечательно, что это событие состоится сразу после российских президентских выводов, поэтому необходимо сделать вывод, что Абэ хочет пролонгировать свой курс на нормализацию отношений с Россией. И это действительно важный момент, поскольку кроме Курил в отношениях Москвы и Токио есть проблема отсутствия мирного договора по результатам Второй мировой войны.
Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что непонятно, как Москва и Токио могут урегулировать проблему Курил.
«В отношениях между Россией и Японией сегодня имеет место период потепления, который мы должны оценивать позитивно и стараться, в том числе, и с помощью средств массовой информации поддерживать эти положительные тенденции, а также ту атмосферу, которая существует в нашем двустороннем переговорном процессе», - заключает Казаков.
Проблематика Курильских островов является чрезвычайно сложной
По словам Олега Игоревича, текущая ситуация способствует гуманитарным обменам, развитию экономических связей между Россией и Японии и прочему в этом духе, поэтому Москве и Токио нужно пользоваться текущим моментом.
«С другой стороны, мы должны здесь понимать, что интерес Японии к Южным Курилам имеет, прежде всего, политический характер и политическую цель, которую японцы пытаются сегодня достигнуть. Токио планирует с помощью подписания мирного договора с Россией получить суверенитет над этими островами и изменить государственную границу между нашими странами. Именно это и является целью текущей японской внешней политики», - резюмирует Казаков.
Это целевая линия внешней политики Японии в отношении России, которая будет продолжаться до той поры, пока данный вопрос не будет каким-то образом разрешен в российско-японском переговорном процессе.
«Что касается совместного хозяйственного освоения Курильских островов, то у России и Японии действительно есть здесь план работ по различным направлениям, а также существует постоянный процесс обсуждения подобных вопросов. Впрочем, все это упирается в позицию, которая есть по этому вопросу у японской стороны», - констатирует Казаков.
Важным в отношениях России и Японии станет 2019 год
Как замечает эксперт, Япония считает, что по Курильским островам у России и Японии должны быть исключительные отношения, что противоречит той внешнеполитической линии, которую сегодня выдерживает наша страна.
«По этой причине, японцы не хотят работать на Курилах по той схеме, которую предлагает сегодня Россия. Все это известно и предсказывалось изначально, поэтому ожидать здесь каких-то прорывов не приходится, поскольку ни японская, ни российская сторона не сообщали о том, что есть договоренность по юридическому статусу данной хозяйственной деятельности. Именно из-за этого и появилась информации об очередном раунде двусторонних переговоров», - заключает Казаков.
При этом, не надо забывать и про то, что в вопросах обороны ситуация здесь гораздо более неприятная для России и Японии. Да, мы сегодня реанимировали формат два плюс два в виде переговоров министров обороны и министров иностранных дел наших стран, но очевидно, что Токио всегда будет выступать против усиления Москвы в этом регионе.
«Абсолютно ясно, почему Япония проводит такую политическую линию и здесь деваться некуда. Впрочем, в нашей сложной ситуации, когда Россия развернулась на Восток и ищет на этом направлении партнеров по совместному экономическому развитию, нам выгодно продолжать диалог с Токио даже при существующем раскладе сил», - резюмирует Казаков.
В 2018 году планируется перекрестный год России и Японии, поэтому в ближайшее время какого-либо резкого ухудшения отношений между Москвой и Токио не произойдет, а политики двух стран приложат для этого все необходимые усилия.
«Другое дело, что здесь не нужно забывать и про то, что премьер Абэ уже заявил, что в 2019 году предложит Москве подписать мирный договор между Россией и Японией на собственных условиях», - констатирует Казаков.