Войти в почту

От С-400 к "Турецкому потоку": Путин и Эрдоган ведут "большую игру"

Заявление турецкого президента по С-400 имеет политический характер – считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

От С-400 к "Турецкому потоку": "большая игра" Путина и Эрдогана
© bakipost.az

Эрдоган заявил о стабильности в отношениях с Россией

Напомним, что президент Турции Реджеп Эрдоган заявил сегодня, что Москва пошла Анкаре на серьезные уступки в деле продажи новейших зенитно-ракетных комплексов С-400. При этом, несмотря на то, что Эрдоган говорил здесь о цене, сроках и даже «передаче технологий» в рамках данной сделки, все это имеет характер политического реверанса.

Во-первых, Эрдоган здесь намекнул своим партнерам по НАТО, что его партнерство с Россией имеет далеко идущий характер, а, во-вторых, это было первым заявлением президента Турции после того, как в Сирии вблизи турецкой зоны ответственности террористическими формированиями был сбит российской штурмовик Су-25.

Это свидетельствует о том, что Эрдоган хочет намекнуть, как России, так и западным партнерам, что курс Анкары на сближение с Москвой не пострадает даже в силу тех сложностей, которые сегодня существуют в Сирии. Ведь не секрет, что сделка по С-400, как для России, так и для Турции имеет, главным образом, политический, а не военный характер.

«Эрдоган сегодня пытается разыграть московскую карту, причем очевидно, что Турция и лично президент этой страны имеет свои интересы в рамках той ситуации, которая сложилась в международных отношениях», - заключает Топорнин.

Россия ведет с Турцией масштабную политическую игру

По словам Николая Борисовича, у России и Турции существует конфликт интересов в рамках Сирии – мы там выступаем за ликвидацию террористической угрозы и за восстановление сирийской государственности в полном объеме, а для турок важнейшей задачей сейчас является ликвидация той опасности, которую для них представляет курдское меньшинство.

«Естественно, из-за этого у нас разная оценка многих событий и игроков в рамках сирийского конфликта, особенно учитывая тот факт, что турки обладают большими возможностями на той части сирийской территории, которая прилегает к турецкой границе. Из-за этого между Москвой и Анкарой часто возникают противоречия», - констатирует Топорнин.

Другой вопрос, что отношения между Россией и Турция продолжают развиваться, несмотря на инцидент с Су-24 в 2015 году и многие другие взаимные претензии. Сейчас идет строительство первой нитки «Турецкого потока», причем, в прошлом месяце был согласован договор между Москвой и Анкарой о второй нитке данного проекта. Кроме того, здесь играет роль турецкий экспорт в Россию, российский туризм в Турцию и вот данная масштабная военная сделка по поставкам С-400.

Ведь в случае своей реализации это станет знаковым событием, поскольку в таком случае системы ПВО одного из ключевых членов НАТО будут оборудованы российским вооружением, что однозначно станет большим стратегическим успехом для Москвы.

Россия и Турция нужны друг другу

«Кроме того, закупая эти российские зенитно-ракетные комплексы, турки тоже разыгрывают российскую карту, учитывая то обстоятельство, что у Анкары осложнился диалог с США – главной страной блока НАТО», - резюмирует Топорнин.

Как замечает эксперт, мы все прекрасно знаем, что у Эрдогана не складываются отношения с президентом США Дональдом Трампом, вследствие чего, изоляция Турции со стороны Запада, вызванная жестким подавлением попытки военного переворота в этой стране летом 2016 года, продолжается и сегодня.

«Впрочем, здесь нужно отметить, что вообще сложно сказать, с кем у Эрдогана есть хорошие отношения. Эрдоган поссорился со всеми западными лидерами, а единственным политиком, с которым президент Турции не хочет ссориться, является президент РФ Владимир Путин, о котором турецкий лидер всегда высказывается уважительно», - заключает Топорнин.

В этом плане, можно сделать вывод, что баланс в отношениях России и Турции, несмотря на все издержки, сохраняется благодаря переговорам и личным отношениям Путина и Эрдогана, а также той рациональной линии, которую в отношении такого сложного игрока, как Анкара, выдерживает российский президент.

России нужно построить «южный газопровод»

«Конечно, Эрдоган хочет здесь использовать Россию в своих целях, но это не отменяет того факта, что у нас во всей этой системе договоренностей присутствует свой внешнеполитический интерес», - констатирует Топорнин.

На практике Эрдоган здесь намекает США, что если Вашингтон не изменит свою линию по отношению к Турции, то эта страна может сменить вектор своей внешней политики и, например, начать закупать вооружение в России.

«Наш же главный интерес заключается не в соглашениях с Турцией по Сирии и не в продажах С-400, а в реализации проекта южного газопровода в новой конфигурации через турецкую территорию. Это отвечает и национальным интересам Анкары, поэтому мы во всех этих сложных вопросах нашли общий язык с руководством Турции», - резюмирует Топорнин.

Сейчас «Турецкий поток» очень активно строится, поскольку уже воздвигается его морская часть, причем есть основания говорить, что после реализации первой нитки этого проекта, сразу же начнет строиться вторая.

«Поэтому с экономической точки зрения сотрудничество с Турцией нам очень важно, и мы сегодня заинтересованы в Эрдогане, как и он в нас, хотя в этом вопросе, конечно, не стоит питать иллюзий», - заключает Топорнин.

Безусловно, российское политическое руководство в лице президента Путина не строит иллюзий по Турции и относится к данному вопросу рационально, и это гарантирует нам, что национальные интересы России будут здесь полностью соблюдены.