Войти в почту

Палестино-израильский конфликт

Палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины, находится в центре многолетнего арабо-израильского противостояния. Начало ближневосточного конфликта относится к 1940-м годам. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств — еврейского и арабского — на Западном берегу реки Иордан, а также интернациональной зоны Иерусалима. За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и Советский Союз), против — 13, воздержались — 10 (в их числе была Великобритания). Данное решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями. Одновременно с провозглашением в 1948 году государства Израиль началась арабо-израильская война (1948-1949), в ходе которой израильтяне захватили примерно половину территорий, выделенных под арабское государство. Остальные земли — Западный берег реки Иордан и сектор Газа (всего — 22% исторической Палестины) были оккупированы Иорданией и Египтом соответственно. Еще одним следствием конфликта стал исход с захваченных Израилем территорий около 700 тысяч палестинских беженцев. В ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израилем были захвачены оставшиеся части палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров. В ходе военных операций 1978 и 1982 годов израильтяне оккупировали территории на юге Ливана. В 1979 году Израиль заключил мирный договор с Египтом (предусматривал возвращение Египту Синая), а в 1994 году — с Иорданией. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП), объединившая палестинских арабов в их стремлении к созданию собственного государства (в 1969-2004 годах лидер ООП Ясир Арафат, с 2004 года — Махмуд Аббас). С 1965 года ООП возглавила Палестинское движение сопротивления (ПДС). В течение сорока с лишним лет палестинцы не признавали резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года и вели политическую и вооруженную борьбу против Израиля за освобождение всей Палестины. Вооруженные вылазки ПДС и особенно экстремистских палестинских организаций, часто использующих методы террора, провоцировали Израиль на ответные действия. Отсутствие с обеих сторон конструктивности в решении палестинской проблемы привело в декабре 1987 года к стихийным выступлениям гражданского неповиновения палестинцев ("интифада"). 15 ноября 1988 года сессия Национального совета Палестины (высший орган ООП) провозгласила создание государства Палестина, признала раздел Палестины на арабскую и еврейскую части при условии ухода Израиля со всех оккупированных им с 1967 года территорий (включая Восточный Иерусалим) и ликвидации всех созданных там израильских поселений. ООП декларировала отказ от использования всех форм терроризма в качестве средства борьбы, что способствовало упрочению ее международных позиций и позволило начать диалог с Израилем. Одной из самых крупномасштабных конференций по урегулированию ближневосточного конфликта принято считать Мадридскую конференцию, которая прошла с 30 октября по 1 ноября 1991 года. Конференция утвердила принцип "земля в обмен на мир". В начале 1993 года в Осло начались секретные палестино-израильские переговоры. В результате было подготовлено соглашение о прекращении конфликта между ООП и Израилем, отказе палестинцев от планов уничтожения израильского государства, выводе израильских войск из сектора Газа и Западного берега реки Иордан и создании ограниченной Палестинской администрации. В том же году в Вашингтоне состоялась встреча главы исполкома ООП Ясира Арафата и израильского премьера Ицхака Рабина в присутствии президента США Билла Клинтона, на которой были подписаны подготовленные соглашения. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании друг друга в качестве партнеров на переговорах. В дальнейшем, в соответствии с соглашениями в Осло, ООП исключила из Палестинской национальной хартии формулу о непризнании еврейского государства. В 1994 году было подписано соглашение о пунктах прохода через разграничительные линии и об обеспечении безопасности еврейских поселенцев в Газе, соглашение о первой фазе установления палестинского самоуправления в Газе и Иерихоне. В 1995 году было заключено соглашение (Осло-2) о принципах организации временного самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, Израиль взял на себя обязательство вывести войска еще из шести городов на Западном берегу: Дженина, Тулькарма, Наблуса, Калькильи, Вифлеема и Рамаллаха. В конце года положивший начало процессу урегулирования премьер-министр Рабин был убит израильским экстремистом, а в 1996 году премьером стал Биньямин Нетаньяху и мирный процесс был заморожен. Некоторые изменения произошли в 1999 году после прихода к власти Эхуда Барака. Была достигнута договоренность о поэтапном выполнении обязательств по подписанным ранее палестино-израильским соглашениям, а также о возобновлении переговоров об окончательном статусе Палестинской национальной администрации (ПНА). В соответствии с упомянутыми договоренностями, ее полномочия в той или иной степени распространялись лишь на 40% территорий Западного берега реки Иордан (сюда входят важнейшие города — Наблус, Иерихон, Хеврон, Вифлеем, Рамаллах) и около 96% Газы (в 2005 году в соответствии с планом "одностороннего размежевания" премьер-министра Израиля Ариэля Шарона израильские войска и поселения были выведены с территории сектора). К лету 2000 года 98% палестинских арабов проживали под юрисдикцией властей ПНА. Остальные палестинские земли, а также все воздушное пространство, территориальные воды и сухопутные границы ЗБРИ и сектора Газа находятся под полным израильским контролем. В этих условиях Израиль вел строительство еврейских поселений, возводил так называемую "разделительную стену", создавал закрытые военные зоны, проводил регулярные вторжения и аресты. В 2000 году началась вторая "интифада", поводом к которой послужило посещение лидером израильских правых Ариэлем Шароном с группой своих сторонников Храмовой горы. В ходе ее представители экстремистских палестинских группировок стали в массовом порядке осуществлять на территории Израиля взрывы бомб, направленные против гражданского населения. Израиль отвечал ракетными и бомбовыми ударами, убийствами палестинских военных лидеров, а также военными операциями. Израильские войска блокировали резиденцию Арафата в Рамаллахе. В результате непрекращавшегося насилия погибли сотни людей. В 2002 году США, Европейский Союз, Россия и ООН предложили новый план урегулирования палестинского конфликта, получивший название "Дорожной карты". Он предусматривал возобновление переговоров и поэтапное разрешение проблемы вплоть до создания независимого палестинского арабского государства рядом с израильским. Несмотря на то, что план был формально принят как израильской, так и палестинской стороной, уже в момент его провозглашения ряд аналитиков успели расценить его как "невыполнимый". После смерти Ясира Арафата, в январе 2005 года президентом ПНА был избран Махмуд Аббас. Аббас сумел договориться с Израилем о прекращении насилия. В марте 2005 года Израиль официально передал палестинской администрации контроль над Иерихоном, за ним последовали Тулькарм, Рамаллах, Калькийя и Вифлеем. Премьер-министр Израиля Шарон еще в 2004 году добился, несмотря на протесты в рядах его собственной правящей коалиции, принятия плана об "одностороннем отделении" от палестинцев. В августе 2005 года Израиль эвакуировал поселения из полосы Газа и несколько поселений на Западном берегу, а в сентябре 2005 года вывел войска из Газы, положив конец ее 38-летней оккупации. Периоды относительного спокойствия в зоне палестино-израильского конфликта чередуются со всплесками напряженности, в т.ч. вооруженного противостояния. Конфронтация усилилась после прихода к власти в секторе Газа радикальной группировки ХАМАС в январе 2006 года. Израильтяне установили блокаду Газы, а после захвата рядом палестинских группировок израильского военнослужащего Гилада Шалита в июле 2006 года, начали проводить в секторе военные операции. Наиболее значительные из них — операции "Летние дожди" 2006 года и "Литой свинец" зимой 2008-2009 годов. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта вновь обострилась осенью 2015 года. Жертвами арабских атак стали более 40 израильтян и иностранцев. В последние месяцы количество нападений пошло на спад, но полностью не прекратилось. Подобные вылазки в Израиле обычно признают действиями одиночек, но обвиняют палестинские власти, группировки и контролируемые ими СМИ в разжигании радикальных настроений. В середине июля 2017 года новый виток протестов жителей Палестины спровоцировало усиление мер безопасности на Храмовой горе, почитаемой как третья по значимости святыня ислама. Кульминацией протестов стало 21 июля, когда в стычках с полицией в Иерусалиме погибли четверо палестинцев. Всего за десять дней обострения ситуации вокруг Храмовой горы пострадали около 900 палестинцев. Установку металлоискателей и введение поголовных проверок палестинцы называют посягательством на святыню и попыткой ограничить там права мусульман. Отвергая обвинения в свой адрес, израильтяне напоминают, что ужесточение мер безопасности стало реакцией на убийство в этом районе двух полицейских, и обещают, что нововведения не изменят статус-кво Храмовой горы. Урегулирование конфликта стало интернациональной задачей: в мирный процесс были вовлечены международные посредники — c 2002 года работает квартет по ближневосточному урегулированию (ООН, США, Россия, Европейский союз). Было предложено несколько планов мирного урегулирования конфликта (в том числе "Дорожная карта") и программ (женевская, египетская и др.). Прямые контакты между сторонами были возобновлены 2 сентября 2010 года в Вашингтоне. 14 и 15 сентября 2010 года в Шарм-эш-Шейхе и Иерусалиме соответственно прошли второй и третий раунды прямого диалога между главой ПНА Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Потом лидеры больше не встречались. В конце 2015 года Аббас и Нетаньяху обменялись рукопожатием "на полях" климатической конференции в Париже. Позже израильский премьер объяснил этот жест требованиями дипломатического протокола. Мирное урегулирование палестино-израильского конфликта до сих пор не стало реальностью. Все предлагавшиеся программы урегулирования не были реализованы из-за того, что и палестинцы, и израильтяне выдвигали и выдвигают условия, практически неприемлемые для другой стороны. Каждая новая серия переговоров прерывалась очередными терактами, взрывами, ракетными обстрелами, провокациями. Развитие сети еврейских поселений Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, где живут порядка 500 тысяч израильтян, принято считать главным раздражителем в отношениях Израиля с международным сообществом и одним из основных препятствий в поисках мира с палестинцами. В последнее время наблюдается значительный рост поселенческой активности Израиля на оккупированных палестинских территориях. 24 января 2017 года объявлено о принятом властями страны решении возвести около 2500 новых единиц жилья в поселениях на Западном берегу реки Иордан. Двумя днями ранее было утверждено строительство 566 квартир в Восточном Иерусалиме в районах Рамот, Писгат Зеэв и Рамат Шломо. В соответствии с международным правом данная практика Израиля является незаконной, что в очередной раз было подтверждено в резолюции 2334 СБ ООН от 23 декабря 2016 года. В ней подчеркнуто, что такого рода израильское строительство не имеет юридической силы и представляет собой одно из главных препятствий на пути к установлению справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. 6 февраля 2017 года израильский Кнессет утвердил закон, который предполагает легализацию поселенческих форпостов, созданных при израильском государственном участии на частных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан. Под действие этого правового акта подпадают порядка 4 тысяч единиц жилья, построенных на оккупированных палестинских территориях без соответствующего разрешения властей Израиля и считавшихся до сих пор ими самими незаконными. 15 января 2017 года в Париже состоялась Международная конференция по ближневосточному урегулированию. В форуме, цель которого — содействие возобновлению зашедших в тупик палестино-израильских мирных переговоров, приняли участие представители 70-ти стран. Израиль его бойкотировал, считая, что он лишь отдаляет мир, укрепляя непримиримость позиций палестинцев. Палестинцы приветствовали многосторонний подход, отмечая, что годы переговоров с Израилем никак не приблизили решение вопроса. Согласно комментарию МИД РФ о конференции в Париже, первостепенной задачей на данном этапе является запуск прямых переговоров между сторонами конфликта. Президент России Владимир Путин еще в 2016 году предложил провести в Москве встречу премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с палестинским лидером Махмудом Аббасом. Нетаньяху и Аббас заявили о принципиальной поддержке российской инициативы, призванной способствовать возобновлению мирных переговоров. Однако в публичных выступлениях они возложили друг на друга ответственность за то, что саммит до сих пор не согласован. После победы на президентских выборах в США Дональд Трамп пообещал вплотную заняться урегулированием палестино-израильского конфликта и привести стороны к миру. Позднее главный палестинский переговорщик Саиб Орейкат заявил, что отсутствие со стороны США поддержки принципа "два государства для двух народов" и реакции на поселенческую деятельность поощряет Израиль к проведению политики апартеида. В конце августа 2017 года делегация США во главе с советником президента США Джаредом Кушнером нанесла визит в Рамаллу. Члены американской делегации в ходе встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом заявили, что США понадобится 3-4 месяца для предоставления плана палестино-израильского урегулирования. 20 сентября 2017 года на полях 72-й Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча Дональда Трампа и Махмуда Аббаса. Президент США заявил главе Палестинской национальной администрации, что он видит "хороший шанс" на урегулирование многолетнего палестино-израильского конфликта. Трамп заверил Аббаса, что будет "стараться всем сердцем и всей душой", чтобы соглашение было достигнуто. В октябре 2017 года президент США Дональд Трамп подтвердил, что его команда работает над созданием плана по урегулированию конфликта между Израилем и Палестиной. Неопределенность статуса города Иерусалим и чувствительность этой проблемы для отношений с арабо-мусульманским миром заставила президента США Дональда Трампа пойти вразрез со своими предвыборными обещаниями и отложить как минимум на полгода передислокацию дипмиссии, которая находится сейчас в Тель-Авиве. Конгресс США еще в 1995 году принял закон о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, но из-за спорного статуса города президенты каждые полгода подписывают документ, откладывающий исполнение этого решение. 18 ноября 2017 года Госдепартамент объявил об отзыве разрешения на работу в США представительства ООП — структуры, представляющей палестинцев на международной арене и фактически выполняющей функции их посольства в Вашингтоне. Госдеп не продлил разрешение на работу офиса ООП после попытки палестинцев обратиться в Международный уголовный суд с обвинениями в адрес израильских властей. Согласно принятому в 2015 году конгрессом США закону, Палестина теряет право на представительство в столице США, если она поддерживает расследование Международного уголовного суда против израильтян за преступления против палестинцев. Власти Палестины заявили, что прекратят контакты с США в ответ на решение Госдепа закрыть офис Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне. 5 декабря 2017 года стало известно, что власти США запретили своим госслужащим и членам их семей посещать с частными целями исторический центр Иерусалима и Западный берег реки Иордан из опасений массовых антиамериканских выступлений. 6 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля, а также подписал документ о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Многие мировые лидеры и другие политики и эксперты заявили, что это может усугубить палестино-израильский конфликт. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников