Ещё

Кандидат от тружеников 

Фото: Алексей Никольский/РИА «Новости»

Президент России Владимир Путин в ходе посещения Горьковского автозавода 6 декабря сделал самое ожидаемое заявление этого политического сезона — о выдвижении на выборах-2018. Такой формой он, по сути, обозначил адресатов своей кампании — тружеников.

Владимир Путин все-таки объявил о выдвижении на пост президента России. Большой интриги в этом вопросе не было, политизированная публика больше интересовалась, когда это произойдет. Интереснее дело обстоит с вопросом формы и символики выдвижения. А также с вопросом: а с кем собирается бороться Путин во время избирательной кампании и на кого ориентироваться.

Выдвижение Владимира Путина было ожидаемым событием, но определенная интрига сохранялась до последнего момента.

Еще год-полтора назад некоторые аналитики всерьез говорили о том, что Путин «устал», что его интересует только внешняя политика, а не экономическая текучка.

Позже стало ясно, что Кремль не готовит альтернативных кандидатов, а значит — Путин все-таки будет выдвигаться. Но все последние месяцы оставался актуальным вопрос — когда же он объявит о том, что идет на очередной президентский срок.

Ожидания политизированной публики объявления в сентябре-октябре были преждевременны. Если вспомнить историю «заявлений о намерениях» кандидата номер один, то можно проследить определенную логику. В 1999 году Путин стал кандидатом под Новый год, после сенсационной отставки Бориса Ельцина. В 2003 году он рассказал о намерении баллотироваться в середине декабря. В 2007 году Дмитрия Медведева предложили в качестве кандидата представители сразу четырех партий на встрече с Путиным в первых числах декабря. Исключением стало лишь выдвижение Путина в 2011 году, когда произошла историческая «рокировка»: тогда о своем решении представители властного тандема, как тогда говорили, объявили на съезде «Единой России» 24 сентября. Однако и тогда Путина формально выдвинули только на второй части съезда партии в конце ноября.

Стоит оговориться: 2011 год с его драматичной «пересменкой» требовал от власти неординарных решений. Сегодня в Кремле вполне могли и не торопиться. Тем более что кампания Путина по факту и так уже шла.

Так, например, решение о продлении программы «материнского капитала», дополнение ее рядом новых возможностей (скажем, ежемесячные выплаты из капитала малоимущим семьям) и о выплатах людям с низкими доходами при рождении первого ребенка — в чистом виде предвыборное.

Это один из ответов на сформировавшийся после последнего кризиса запрос на изменения: не только выбраться из демографической ямы, но и искоренить ставшее уже крылатым выражение «работающие бедные». Еще в конце мая в ходе рассуждений о важности малого бизнеса и сильной экономики об этом рассуждал первый вице-премьер Шувалов: следующий политический цикл нужно прожить, выполняя эту задачу — чтобы среди тех, кто хочет работать, бедных не было.

«И тогда, и сейчас (в 2000 и 2018 годах. — «Газета.Ru») в обществе сформировался большой запрос на изменения. На выборы идет лидер с высоким рейтингом и с высоким доверием общества, что позволяет делать такие изменения», — указал в интервью «Газете.Ru» министр экономического развития Максим Орешкин.

И все же объявления о грядущем выдвижении ждали как формальной отсечки. Писали о том, что выдвижение состоится уже в 20-х числах декабря. Но такая дата представлялась довольно поздней, ведь в путинском графике на 14 декабря стоит большая пресс-конференция. Во что превратилась бы пресс-конференция, если бы Путин не заявил о выдвижении до тех пор, легко представить. На протяжении четырех часов его бы только об этом и спрашивали. А если бы он заявил о выдвижении там, то можно было бы сразу расходиться по домам — поскольку главная и единственная новость уже озвучена.

Когда на мероприятии, приуроченном ко Дню волонтера, телеведущий Дмитрий Губерниев задал «самый главный вопрос», то показалось, что вот-вот будет дан и давно ожидаемый ответ. Но его не последовало, Путин взял небольшую паузу и улетел в Нижний Новгород на торжественные мероприятия по случаю 85-летия Горьковского автозавода.

Шаг этот, как кажется, символичный. Улетев из видавшей виды и условно оппозиционно настроенной Москвы, Путин объявляет о своем намерении на крупном промпредприятии. Обращался Путин не только к работникам ГАЗа, но и к «труженикам в широком смысле», к числу которых он отнес ученых, инженеров, рабочих, педагогов и учителей. По сути, он обозначил основных адресатов своей кампании. Добавить сюда стоит еще жителей села (они же работники сельского хозяйства) и силовиков всех мастей.

Строго говоря, примерно к этой аудитории апеллировал Путин и в ходе своей кампании 2011-2012 годов, когда оказать поддержку ему обещали рабочие другого легендарного предприятия — «Уралвагонзавода» из Нижнего Тагила. В ходе той кампании Кремль эффективно отработал тему противостояния: оно проходило как раз по линии «офисные бездельники из Москвы против простых людей труда из остальной России».

Впрочем, калькировать прошлую кампанию теперь нет прямой необходимости. Противники власти с условно либерального фланга в значительной степени вообще демотивированы идти на выборы. И кандидатуры телеведущей Ксении Собчак или бизнес-омбудсмена Бориса Титова вряд ли способны заставить их проголосовать. По крайней мере, пока, несмотря на активность потенциальных кандидатов, их электоральный рейтинг находится на уровне статистической погрешности.

Иными словами: никаких сомнений по поводу победителя грядущих выборов ни у кого нет. Разве только Владимир Жириновский иногда аккуратно оговаривается в телеэфире, мол, если вдруг меня выберут, то я…

Впрочем, особых иллюзий нет ни у него, ни у той же Ксении Собчак, которая смыслом своего похода на выборы открыто называет совсем не победу, а некую «демонстрацию власти, что есть люди, желающие изменить жизнь страны». То есть на старте кампании интрига заключается, пожалуй, лишь в том, с каким результатом финиширует Путин. И как он будет проводить кампанию в компании с очевидными статистами в качестве соперников в этот раз.

В этом контексте показательно, что выдвижение Путина состоялось сразу после достаточно жесткого решения Международного Олимпийского комитета о недопуске российской сборной на Олимпиаду в Южной Корее под своим флагом. Кажется, что образы России как осажденной крепости, против которой выступают многочисленные и коварные противники с Запада, и Путина как единственного, кто может этой угрозе противостоять, будут главным эмоциональным нервом президентской гонки.

Но не только геополитика — это вещь довольно изменчивая в исторической перспективе, а вот внутри страны контуры этой перспективы уже очерчены.

«Пропагандистски Путин уже выиграл кампанию. Одним сильным ходом. Я имею в виду его демографическую инициативу. Можно спорить насчет ее осуществимости и последствий, но игра уже сделана. Никакая контркампания, никакие коррупционные разоблачения не смогут сбить пропагандистского эффекта… Идея бойкота тоже потеряла смысл, люди теперь знают, за ЧТО они голосуют, — за будущее своих детей», — написал в фейсбуке политолог Валерий Соловей.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео