RT выяснил историю пропажи известной работы Врубеля

Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон», переданный Владимиром Путиным президенту Армении Сержу Саргсяну, был обнаружен сотрудниками российских спецслужб. По словам реставраторов, акварель пришлось восстанавливать буквально по кусочкам. Более 20 лет назад картина была похищена из музея в Ереване. Эксперты считают, что, вероятнее всего, полотно выкрали по заказу коллекционера, а затем оно попало в руки людей, не понимавших его ценности. Загадочная история пропажи и обнаружения работы Врубеля — в материале RT. Президент России Владимир Путин 15 ноября передал Сержу Саргсяну рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». «Я рад сегодня передать картину Михаила Врубеля. Она была написана в 1891 году, входит в знаменитую серию иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». У этого полотна сложная, драматическая история. Более 20 лет назад, в 1995 году, она была похищена из Музея русского искусства в Ереване. В прошлом году картина была найдена», — сказал Путин, обращаясь к президенту Армении. Заказ коллекционера История исчезновения работы Врубеля не менее загадочна, чем сама картина. Кража акварели из Музея русского искусства в Ереване произошла в 1995 году. Воры, по словам сотрудников музея, действовали, словно призраки, не оставив следов. «Её украли у нас в ночь на 4 июня 1995 года, — рассказала RT главный хранитель фонда Музея русского искусства Вера Калчурина, которая уже тогда работала в музее. — Сломали большое витринное окно. У нас создалось впечатление, что они пришли конкретно за этой картиной. Место проникновения было недалеко от неё, они знали, где она находится, и хорошо сориентировались в темноте. При этом они не прихватили с собой ничего, кроме Врубеля». Подобные кражи по заказу заинтересованного коллекционера не редкость, пояснил RT Владимир Рощин, директор организации «Реестр культурных ценностей», занимающейся розыском произведений искусства. globallookpress.com © Kremlin Pool/Global Look Press «К примеру, у одного частного коллекционера была большая коллекция Врубеля, и не хватало именно этой работы», — предполагает Рощин. В Ереване кража Врубеля вызвала большой переполох. В известность была поставлена не только милиция, но также МИД, Минкульт и спецслужбы страны. Репродукции картины и её описание были разосланы всем таможенным службам Армении, чтобы не дать вывезти шедевр за границу. «Мы тоже участвовали в расследовании, у нас брали отпечатки пальцев и допрашивали сотрудников, — вспоминает Вера Калчурина. — Следователи очень старались найти преступников, но со временем они приходили задавать вопросы всё реже. Иногда поступали сообщения о том, что картину где-то видели, но всякий раз оказывалось, что тревога ложная». В результате даже самые оптимистично настроенные работники музея перестали верить в то, что картина найдётся. Однако весной 2017 года выяснилось, что акварель уже некоторое время находится в руках реставраторов Третьяковской галереи, куда её передали сотрудники спецслужб. Тонкая работа «Когда рисунок привезли к нам, он представлял из себя фактически руины, — рассказала RT заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова. — Он распался на несколько кусков, видимо, от варварского обращения. Причём эти фрагменты были площадью от нескольких сантиметров до долей миллиметра. Эдакий паззл. То есть его буквально собирали по крупицам. Спасибо нашему реставратору Инне Солововой, она волшебница». По словам Шумановой, работу Врубеля спасло чудо: разрушение акварели произошло таким образом, что линии разлома не прошли по значимым частям изображения — лицам, крыльям и фигурам. В основном разломы располагались на заднем плане. «Врубель мистический художник, и характерно, что с его работами происходят такие фантастические истории, когда возможно заново обрести рисунок спустя десятки лет», — говорит Шуманова. По мнению Ирины Шумановой, рисунок попал в Третьяковскую галерею из рук людей, который явно не представляли себе ценности работы. Такого же мнения придерживается и бывший замначальника 12-го отдела 4-й оперативно-разыскной части столичной полиции Алексей Кисточкин, который занимался розыском похищенного искусства и антиквариата. «Если бы картина была в нормальном состоянии и находилась на руках у коллекционера, то он бы с ней не расстался, — пояснил RT Кисточкин. — Не исключено, что работа была повреждена ещё в момент кражи, если работали дилетанты». По словам Кисточкина, существует два наиболее распространённых сценария того, как похищенное произведение искусства попадается на глаза оперативникам. «Во-первых, это аукцион или в целом попытка продать работу, — говорит эксперт. — Второй вариант — благодаря эксперту, которому принесли картину для подтверждения подлинности. Эта процедура необходима, так как без неё работа ничего не стоит». В ФСБ операцию по возвращению картины оперативно прокомментировать не смогли. Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон» относится к серии знаменитых иллюстраций художника к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Именно с этой серии началась слава Врубеля. Когда он приехал в 1890 году в Москву, то был неизвестен публике. «Его первым публичным высказыванием стали иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова, — рассказывает Ирина Шуманова. — Они сразу стали коллекционной редкостью, были высоко оценены знатоками и разошлись по коллекциям. «Ангел с душой Тамары и Демон» попал к Савве Инвановичу Мамонтову. Потом оказался в коллекции знаменитой балерины Екатерины Гельцер». Затем рисунок сменил ряд владельцев и попал к профессору Араму Абрамяну, а потом в составе коллекций профессора был подарен им родному городу Еревану. На основе этой коллекции и был открыт Музей русского искусства в столице Армении.

Путин передал Саргсяну спасенную акварель Врубеля
© РИА Новости