Как вырастить грамотного ребенка самостоятельно
Родители по-прежнему хотят вырастить грамотных детей, даже если на себя уже махнули рукой. Но закладывать основы грамотности лучше еще до школы.
О том, как это делать правильно, рассуждает мама и редактор издательства Clever Анастасия Фролова.
Писать грамотно – актуально ли это в нашу эпоху молодежного сленга, профессиональных жаргонов и весьма своеобразного языка соцсетей? Да, мы все еще относимся с уважением к тем, кто свободно владеет письменной речью и не ставит нас в тупик странной пунктуацией и путаницей в падежах. Впрочем, есть и другая беда – функциональная неграмотность.
Это сегодня заметный тренд во многих странах: формально умея читать и писать, некоторые подростки и взрослые не умеют уловить смысл прочитанного или ответить на простые вопросы по содержанию текста. Они отказываются читать толстую книгу, потому что это требует слишком много усилий, или диктуют все документы секретарям, не доверяя себе, когда за текст нужно нести ответственность.
Как быть тем, кто замечает за собой этот недостаток и хочет его исправить? Если речь не идет о дислексии или других подобных нарушениях, то грамотности вполне можно научиться, хотя во взрослом возрасте сделать это будет сложнее, чем в детстве.
Работаем над собой
Начинать лучше с небольших текстов или даже с отдельных абзацев, читать их вдумчиво, разбираться, как устроены предложения, что значат отдельные слова, запоминать их облик, пытаться пересказать прочитанное или сформулировать главную мысль.
При некотором упорстве и последовательности уже через несколько недель такому «ученику» станет легче читать любой текст, он сможет за один раз освоить не два абзаца, а пару страниц, а потом и целый рассказ.
Главное – не думать, что любой текст на родном языке обязан нам покориться сразу, что мы по праву рождения понимаем любую фразу и любую мысль...
Создаем условия
Маленькие дети действуют, в сущности, так же: обычно они начинают говорить с отдельных слогов, постепенно осваивают простые слова и слова-предложения вроде «Дай» и «На», потом пытаются строить фразы или повторять их за взрослыми.
Наконец, наступает день, когда мы показываем ребенку кубики или книжки с буквами. Перед ним открывается новый мир, он начинает понимать, что у слов есть не только звуковой облик, но и буквенный. И снова сначала отдельные буквы и слоги, потом слова и предложения, потом целые истории. В дело вступают кубики с буквами, книжки, в которых можно писать мелками, каляки-маляки и разнообразные игры в слова.
Свободное и творческое обращение с языком родителей, кроссворды, ребусы, шутки, обыгрывающие сходство слов или их многозначность, – все это создает ту языковую среду, которая развивает у ребенка внимание к словам и смыслам. Даже простая игра в города с младшим школьником дает ему шанс узнать и запомнить, как пишется Анапа или Оренбург.
Помогаем на старте
Что могут сделать родители (а также няни, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и воспитатели), чтобы детям было легче научиться писать грамотно, когда они станут постарше? Больше читать. Сначала детям, потом вместе с детьми, потом передоверяя им это приятное и важное занятие.
Есть и несколько практических приемов, которые помогают ребенку начать читать и тем самым закладывают основы будущей грамотности.
1. Пишется не как слышится
Обсуждайте с ребенком, что звуки и буквы не всегда соответствуют друг другу, что мы пишем МОЛОКО, а читаем МАЛАКО. Есть буквы, которые пишутся, но не читаются, как твердый и мягкий знаки. А есть слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково, как ГЛАЗ и ГЛАС, ЛУК и ЛУГ.
Можно посмотреть книгу «Я читаю и понимаю слова. Компакт-технологии для дошкольников» Ирины Мальцевой.
2. Город говорит
Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на вывески: «Мороженое», «Аптека», «Продукты», «Хлеб», «Банк», «Кафе». А уж если одна буква выцвела, отвалилась или не горит, всегда можно попросить его заполнить «пробел».
3. От знакомого – к новому
Читая вслух, показывайте отдельные знакомые слова в книге, подписи к картинкам. Попросите найти знакомое слово на странице. Если вы не успеваете дочитать книжку, можно попросить ребенка прочитать последние предложения самому – ему наверняка захочется выяснить, чем закончилась история.
4. Читаем вместе
Например, первое предложение истории читает ребенок, а дальше – взрослый. Потом можно договориться, что ребенок читает начало и конец сказки. Другой вариант – читать по очереди: одну историю читает ребенок, а следующую – взрослый.
Для выполнения этой задачи подойдёт книга «17 историй и сказок для первого чтения».
5. Что бы это значило?
Когда ребенок читает вам вслух любую, даже самую простую книжку, спрашивайте у него, все ли слова ему понятны. Например, встречал ли он уже в своей жизни «наколенники» и «налокотники»? Можно показать их на картинке или объяснить словами, для чего они предназначены, поощряя ребенка к тому, чтобы задавать вопросы, даже самые «дикие», «странные» и «глупые».
Задача родителей – объяснить, что никто не обязан все знать и что у каждого человека есть полное право выяснять непонятное.
Умение получать новые знания отовсюду, вместо того чтобы смущаться, стыдиться и стесняться своего незнания, лучше сформировать именно дома – до того, как ребенок попадет в школу, где этот принцип не всегда соблюдается.