Госпрограммы готовят к пилотированию
Правительство ответит за цели в образовании, медицине, жилье, транспорте и АПК Минэкономики подготовило правила нового этапа правительственной бюджетной реформы. Проект порядка разработки нового типа госпрограмм — «пилотов» опубликован ведомством для обсуждения. По нему с 2018 года госрасходы на образование, медицину, жилье, транспорт и АПК должны будут подчиняться пяти жестко определенным и измеримым целям, а ведомственные программы и проекты внутри них получат доступ к деньгам только в конкурентной борьбе и при наличии объяснения, как они способствуют достижению общего результата. Правительство готовит правила нового этапа реформы бюджетной сферы и госуправления — проект порядка разработки нового типа «пилотных» госпрограмм опубликован Минэкономики на regulation.gov.ru. Это новая попытка реализовать бюджет с жесткой привязкой госрасходов к достижению конкретных целей с измеримой эффективностью. По данным “Ъ”, разработанные Минэкономики правила — только первый подход к внедрению проектного принципа управления в деятельность правительства, он будет еще обсуждаться и дорабатываться. Госпрограммы как способ описания бюджетных расходов появились в результате реформы, начатой еще в 2008 году тогда главой Минфина Алексеем Кудриным. Целью был объявлен переход от решения ведомственных задач к финансированию долгосрочных целей госполитики. Планировалось, что бюджет-2012 будет программным, но впервые он стал таким в 2014 году. Нынешняя идея выделения пяти наиболее значимых госпрограмм — жилищной, аграрной, транспортной, медицинской и образовательной — для отработки на них проектного подхода была одобрена премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце марта на заседании президиума проектного офиса правительства непублично. Совещания по правке Минфином и Минэкономики бюджетного законодательства и закона «О стратегическом планировании» также были закрытыми. План мер ?по разработке «пилотных» госпрограмм (не опубликован) был утвержден первым вице-премьером Игорем Шуваловым летом 2017 года — и в августе профильные ведомства уже проводили свои совещания по теме. По итогам «пилотов» будут модернизировать и другие программы. Как пояснили “Ъ” в Минфине, концепция «пилотных» госпрограмм предполагает формирование в каждой из них перечня проектов с бюджетным финансированием в зависимости от вклада в достижение ее целей. Ключевым моментом является «именно определение приоритетности проектов и ассигнований внутри госпрограммы» — права на рост финансирования «пилот» не дает. Проекты переработанных госпрограмм, рассказывают в Минфине, должны быть согласованы и внесены в Белый дом в ноябре. Распределение ассигнований на их реализацию будет утверждено законом о бюджете на 2018–2020 годы. В течение 2018 года, подчеркивают в Минфине, оно может быть изменено поправками к закону о бюджете или изменениями в сводной бюджетной росписи. Цели «пилота» (не более пяти) должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и фиксированными во времени. Ранжирование проектов и ведомственных программ (определение их ценности для «пилотной» программы с учетом стоимости реализации и рисков) придется согласовывать с Минэкономики. При этом ежегодно будут оцениваться как новые проекты и программы, так и уже реализующиеся. Как пояснили “Ъ” в департаменте проектной деятельности Белого дома, на первом этапе предстоит поставить цели и погрузить мероприятия в трансформированные госпрограммы, а содержательные изменения будут вноситься весной 2018 года. «Ошибкой было бы считать, что в связи с реформированием госпрограмм кто-то что-то потеряет — все объекты будут погружены в реформированные госпрограммы, ни копейки из ФЦП не пропадет»,— говорят в департаменте, отмечая, что бюджеты на 2018 год «на все мероприятия не изменятся, а с 2018 года планируется начать отбор проектов, мероприятий и идей на принципах ранжирования». Отметим, что поскольку речь идет о дальнейшей бюджетной консолидации для достижения четких целей, «пилотам» определен широкий спектр инструментов — финансовых и регулятивных мер, включая нормативное и тарифное регулирование, налоговые и неналоговые льготы, совершенствование порядка лицензирования и контрольно-надзорной деятельности и т. д. Более того, мероприятия «пилотных» госпрограмм предполагается увязывать и с региональными госпрограммами, и с инвестпрограммами госкорпораций и госмонополий. Мониторингом реализации «пилотных» программ также займется ведомство Максима Орешкина — через месяц после окончания квартала оно будет отчитываться перед Белым домом и профильными вице-премьерами о выполнении важнейших контрольных событий, при этом в ведомстве обещают обеспечить «персональную ответственность» исполнителей как за эффективность, так и за конечные результаты «пилотов». Олег Сапожков, Евгения Крючкова