Войти в почту

Главы регионов агитируют служебным положением

Другие кандидаты не могут конкурировать с административным ресурсом Использование должностного положения в период предвыборной агитации остается распространенной практикой. В Новгородской области врио губернатора участвует в передаче «Никитин. По существу», в Кировской — с участием врио главы региона снимали репортаж «Игорь Васильев готовит плов», что является агитацией, говорится в докладе движения «Голос». В Центризбиркоме (ЦИК) вчера отметили, что работа по информированию избирателей о предстоящих выборах идет не слишком активно. Среди нарушений в предвыборный период «Голос» выделяет использование административного ресурса, воспрепятствование агитационной деятельности кандидатов, давление на кандидатов и избирателей, а также скрытую агитацию. Эксперты отмечают, что в газете «Новгородские ведомости», учрежденной правительством региона, публиковались отчеты о работе врио главы Новгородской области, кандидата-единоросса Андрея Никитина. К примеру, 21 июня тиражом 3436 экземпляров публиковался материал «Курс на перемены: стратегия пяти шагов», имеющий «все признаки агитации», сообщает «Голос», после этого аналогичные по содержанию и оформлению материалы были опубликованы в муниципальной газете «Новгород» (105 тыс. экземпляров) и еще 18 районных изданиях. Авторы доклада подчеркивают, что эти материалы не были маркированы как агитационные и не оплачивались из средств избирательного фонда кандидата. При этом схожий по содержанию и оформлению с публикациями агитационный материал господина Никитина был заказан кандидатом и оплачен из средств избирательного фонда. Конкурент Андрея Никитина от ЛДПР Антон Морозов подавал в суд иск об отмене регистрации кандидата от «Единой России». Господин Морозов указывает, что в районных газетах от имени Андрея Никитина распространяли поздравления с Днем знаний, а также в регионе транслируется передача «Никитин. По существу» с участием кандидата. Передачи с участием действующих врио губернаторов выходят и в других регионах, например, в Саратовской области выходит программа «Неделя с губернатором» с участием кандидата-единоросса Валерия Радаева. Упоминания врио в региональных СМИ не всегда связаны с профессиональной деятельностью кандидатов, убеждены в «Голосе». В Кирове ГТРК «Вятка» 13 июня выпустила репортаж «Игорь Васильев готовит плов» с участием врио губернатора. В Ленинградской области 17 июля как минимум в пяти муниципальных СМИ вышел материал «Сергей Яхнюк: жизнь на земле» о кандидате в депутаты Госдумы по Кингисеппскому одномандатному избирательному округу от «Единой России». В Калининградской области юристы штаба кандидата в губернаторы Антона Алиханова предоставляли услуги бесплатной юридической помощи, о чем сам кандидат сообщал в своем аккаунте в Instagram. Особые претензии у представителей оппозиционных партий накопились к избиркомам на местах. На них избирательное законодательство возлагает своеобразные агитационные полномочия — информировать избирателей о выборах, призывая их прийти голосовать. Но, к примеру, «в Москве только 10% избирателей знают, что 10 сентября пройдут муниципальные выборы», сообщил вчера представитель ПАРНАС Михаил Шнейдер на семинаре, который устроил ЦИК. «Вы правы абсолютно»,— признала в ответ председатель ЦИКа Элла Памфилова, отметив, что в тех регионах, где предстоят выборы губернаторов или региональных парламентов, избиркомы «провели громадную работу» по информированию избирателей. Со своей стороны, госпожа Памфилова пообещала, что перед президентскими выборами (пройдут в марте 2018 года) ЦИК будет «наращивать информационную составляющую максимально». Отметим, конкурс на разработку концепции информационно-разъяснительной деятельности в период президентских выборов 2018 года выиграло агентство «Има-консалтинг». «Мы будем заниматься информированием всех слоев общества в сетях и везде, чтобы люди знали, какие у них есть права основные и какие дополнительные возможности появились. Люди должны знать, какие выборы, когда, где»,— подчеркнула она. Вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин отмечает, что упоминания в СМИ глав регионов всегда объясняют занимаемой ими должностью: «На мой взгляд, главная проблема грядущих выборов не в агитации, а в отказе в регистрации достойных конкурентов, готовых навязать борьбу, например Евгения Ройзмана». Напомним, глава Екатеринбурга собирался баллотироваться на пост губернатора Свердловской области, однако не смог преодолеть муниципальный фильтр (см. “Ъ” от 18 июля). Александр Куделя, Виктор Хамраев

Главы регионов агитируют служебным положением
© Коммерсант