Войти в почту

О том, как родилась и развивалась эта инициатива, ставшая одним из победителей прошлогоднего конкурса Всероссийского Совета местного самоуправления на лучшую муниципальную практику, рассказывает депутат Тверской городской думы, председатель областной общественной организации «Качество жизни» Елена Юлегина В 2007 году несколько бывших соратников по муниципальной и общественной работе объединились в Тверскую областную правозащитную общественную организацию «Качество жизни». Тогда мы поставили перед собой задачу поддержки государственной жилищной политики гражданским обществом. Поскольку многие из нас профессионально занимались вопросами ЖКХ, а жители Твери и в те годы считали их наиболее проблемными, то мы сразу определили основным направлением своей деятельности именно эту сферу. К тому же начал действовать новый Жилищный кодекс, принципиально изменивший принципы управления многоквартирными жилыми домами, который многим в то время казался чем-то вроде китайской грамоты. Чуть позднее вышел Федеральный закон №185, на основании которого Фонд содействия реформированию ЖКХ выделял деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов при условии осуществления самоуправления в многоквартирных домах муниципального образования. Поэтому первые же наши брошюры «Как провести собрание жителей многоквартирного дома по выбору способа управления» и «Как правильно оформить документы собрания жителей многоквартирного дома по выбору способа управления», а также соответствующие просветительские мероприятия оказались весьма востребованными. На тот момент в Твери уже было несколько вполне успешных ТСЖ, сформированных на основании ныне отмененного закона о кондоминиуме. Изучение и распространение их опыта, активное правовое просвещение, подкрепленное примерами, а также заманчивый стимул в виде бюджетных средств на проведение капремонта сделали свое волшебное дело: ТСЖ в Тверской области не просто стали активно развиваться — сегодня ТСЖ показывают буквально чудеса эффективности в управлении многоквартирными домами. В настоящее время, к сожалению, стимулы к поощрению самоуправления в жилищной сфере из законодательства вообще исключены. Более того, вопреки логике и практике, несмотря на острое недовольство собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) своими управляющими компаниями (УК) и плачевные результаты их проверок органами государственного и муниципального контроля, наблюдается законодательная тенденция, в соответствии с которой упор делается на управление многоквартирными домами через коммерческие организации. - Какие ресурсы потребовались для реализации проекта «Я в доме хозяин» и каков достигнутый эффект от внедрения этой практики? - Внедрение Жилищного кодекса РФ с его новациями в управлении МКД в первую очередь потребовало определить, в отношении чего осуществляется управление, кому принадлежит имущество, в отношении которого осуществляется управление, и кто должен принимать решения в отношении предмета управления. Для того чтобы помочь людям определиться с этим, мы проводили «круглые столы», основной темой которых довольно быстро стал вопрос «Кто в доме хозяин?». Несмотря на его кажущуюся простоту, этот вопрос весьма актуален и в настоящее время. Во всяком случае, тот, кто придумал штрафовать управляющие компании за непроведение работ, не предусмотренных договором управления и тарифом по строке «Содержание», должен задуматься: кто в доме хозяин? А тогда на наш домостроевский вопрос мы получали исключительно два варианта ответов: муниципалитет и УК. И только однажды председатель тогда новорожденного, а теперь одного из лучших тверских ТСЖ «Смоленский-8/2», обладатель золотого «Знака качества ЖКХ» Виктор Семенович Ежов сказал: «Я в доме хозяин!» Так родилось название нашего будущего проекта. Мы до сих пор начинаем наши мероприятия по правовому просвещению с этого вопроса. И настоящий успех имеют только те дома, где именно большинство собственников осознанно и ответственно заботятся о своем доме и чувствуют себя его истинными хозяевами. -Нерешенных вопросов в сфере ЖКХ выше крыши. Какие меры, на ваш взгляд, необходимы со стороны власти для изменения ситуации в лучшую сторону? -Ясно одно: к сожалению, проблем в сфере ЖКХ меньше не становится. Аварийные дома — их число продолжает расти. На мой взгляд, эта проблема комплексная и она гораздо сложнее, глубже и масштабнее, чем кажется на первый взгляд. Если ее решать, то большинству регионов России однозначно не обойтись без бюджетной поддержки. Во-вторых, надо сохранить и усилить Фонд содействия реформированию ЖКХ. В-третьих, необходимо дополнить методики расселения аварийных домов возможностью предоставления субсидий гражданам, выселяемым из аварийных домов. Главное, что сегодня мешает людям, - бесконечная череда нововведений в кодексах, законах, постановлениях Правительства, многочисленных подзаконных актах»Еще один вопрос, который должна решить власть, — государственное принуждение к хорошей работе в сфере ЖКХ. Упование на штрафные санкции как основной метод принуждения к хорошей работе в сфере ЖКХ не помогает. Лишение лицензий УК за плохую работу — не помогает. Возможно, от практики кнута надо перейти к усилению политики пряника. Надо продолжить присвоение «Знака качества ЖКХ» и финансирование энергоэффективного капремонта со спецсчетов. Надо наконец разработать систему льготного кредитования МКД. И надо поддержать ТСЖ - это при наличии собственников в каждой квартире, самый эффективный и перспективный способ управления. right 87 647 — количество товариществ собственников жилья (собственников недвижимости) и жилищно-строительных кооперативов в 184 060 многоквартирных домах.

Есть в доме хозяин!
© Парламентская газета