Сенаторы проинспектируют исправительные учреждения
Члены Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству обсудили тему отбывания наказания осуждёнными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях. В преддверии «правительственного часа», который состоится в среду, 12 июля, на пленарном заседании палаты регионов, члены Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству обсудили сегодня проект постановления Совета Федерации «Об особенностях отбывания наказания осуждёнными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях Российской Федерации». В работе комитета приняли участие директор ФСИН России Геннадий Корниенко, заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов, представители других ведомств и экспертного сообщества. Алханов проинформировал собравшихся, что в настоящее время в учреждениях российской пенитенциарной системы содержится более 620 тысяч человек, из них около 50 тысяч женщин и 13 тысяч несовершеннолетних. По данным чиновника, в процессах уголовного производства меры, не связанные с содержанием под стражей, избираются недостаточно часто. Между тем в рамках предложенной Правительством концепции развития уголовно-исполнительной системы проводится комплекс мер по её гуманизации, с целью чего создана межведомственная рабочая группа, в которую также входят правозащитники, представители адвокатуры и научного сообщества. С начала реализации концепции принято более 100 законодательных актов, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительной системы. «В целом работа, направленная на гуманизацию уголовного наказания, на принятие нормативных актов, которые способствуют наказанию, не связанному с лишением свободы, имеет положительный тренд, — сообщил коллегам Алханов. — Слава богу, из года в год снижается количество тюремного «населения», всё чаще суды принимают решения по наказанию, не связанному с тюремным заключением». Глава ФСИН Геннадий Корниенко рассказал сенаторам о проблемах, которые входят в компетенцию возглавляемого им ведомства. В частности, он затронул проблему переполненности следственных изоляторов и сложности содержания под стражей беременных женщин и женщин с малолетними детьми. По словам чиновника, в настоящее время в России действуют 13 специализированных детских домов, из них в 11 осуждённые женщины отбывают наказание совместно с детьми в возрасте до трёх лет. Корниенко отметил, что после достижения трёхлетнего возраста такие дети разлучаются с матерями и передаются органам опеки или ближайшим родственникам, что наносит психологические травмы как самим детям, так и их матерям. О том, как содержатся дети в такого рода учреждениях, поведала в своём выступлении член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Петренко. Она рассказала историю о том, как посещала женскую колонию, где осуждённые матери содержатся вместе со своими детьми, и двухлетняя девочка подарила сенатору рисунок с цветами за решеткой — она видела их из зарешеченного окна. Другой член комитета, Максим Кавджарадзе, задал руководителю ФСИН ряд острых вопросов на тему того, как идёт работа над программами социализации осуждённых (в частности, несовершеннолетних) и как решаются проблемы пищевого довольствия арестантов. По данным руководителя ФСИН, на довольствие беременных женщин тратится ежедневно сумма около 130 рублей. Как заметил Кавджарадзе, эта сумма почти втрое меньше, чем стоимость килограмма корма для домашних животных. Первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров заострил внимание на проблеме переполненности СИЗО и попросил главу ФСИН объяснить, отчего руководители следственных изоляторов продолжают принимать людей, заведомо зная о невозможности их принять с соблюдением установленных норм размещения. Геннадий Корниенко в ответ пояснил, что решение об изоляции подследственного принимает суд, и начальники СИЗО оказываются перед правовой дилеммой — либо исполнить решение суда, либо не выполнить его и самим стать подсудимыми. В отношении содержания под стражей несовершеннолетних руководитель ФСИН отметил проблему перехода в колонию общего режима осуждённых, достигших 18-летнего возраста — у таких осуждённых разительно меняется поведение и ранее наработанные воспитательные достижения нередко сходят на нет. Другая проблема — нехватка квалифицированного персонала в учреждениях, где содержатся осуждённые инвалиды. Впрочем, отметил Геннадий Корниенко, в рамках существующих бюджетов для инвалидов в полной мере закупаются коляски, протезы и необходимые лекарства. «Хотелось бы, чтобы наши законодатели более пристально обратили внимание на те проблемы, которые у нас есть, и совместно их решали», — попросил сенаторов в завершение своего выступления глава ведомства. В свою очередь, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас обратил внимание коллег на то, что в обсуждаемой проблематике многое зависит именно от законодателей, а не от Правительства, поскольку целый ряд проблем затрагивает вопросы бюджетного финансирования, а исполнительные органы действуют строго в рамках утверждённых бюджетов. «Все эмоции по поводу существующих нормативов понятны, но нам в первую очередь надо выслушать то, что говорят Геннадий Александрович (Корниенко. — Прим. ред) и Алу Дадашевич (Алханов. — Прим. ред) для того, чтобы принимать те законодательные решения, которых от нас ждут и Министерство юстиции, и ФСИН. Потому что это в первую очередь органы исполнительные. И это во многом именно наш вопрос», — сказал глава комитета, обращаясь к своим коллегам. Подводя итог обсуждению, Андрей Клишас отметил важность поднятой темы и подчеркнул, что именно в силу своей важности 12 июля она будет рассмотрена в качестве отдельного вопроса в рамках «правительственного часа». «Это всё укладывается в ту идеологию, которая содержится в послании президента. Это вопрос для законодателей», — подчеркнул он. В завершение своего выступления Клишас предложил коллегам лично проинспектировать пенитенциарные учреждения в своих регионах для того, чтобы убедиться, произошли ли там какие-то изменения, и если произошли, то насколько серьёзные.