«Бомбы ещё не падают». Зачем Володин перетряхивает аппарат
Новое – лучше старого В структуре аппарата Госдумы управление информационно-технологического и документационного обеспечения было самым крупным. С октября 2016 года его курировал заместитель руководителя аппарата Игорь Дивейкин, а возглавлял с 2013 года Вячеслав Якушев. Распоряжением Володина из этого подразделения выделены три новых – общественная приемная Госдумы, управление документационного обеспечения и управление информационно-технологического обеспечения. С октября прошлого года, когда Вячеслав Володин возглавил нижнюю палату, в структуре аппарата эта реорганизация стала, пожалуй, самой крупной. Сегодня высказываются мнения, что реформирование структуры аппарата Госдумы, в первую очередь, имеет целью освобождение части финансовых ресурсов для достижения более значимой для спикера задачи – усиления роли парламента в политическом процессе страны. Придя на пост спикера седьмой Думы, Вячеслав Володин намерен был создать собственный экспертный пул, что он и сделал в 2012 году, возглавив внутриполитический блок в кремлевской администрации: как раз тогда появились Фонд развития гражданского общества и Институт социально-политических исследований. При этом у экспертов практически не было сомнений, что, уйдя из АП, Володин будет использовать возможности ИСЭПИ уже в стенах Госдумы. Однако главу института Дмитрия Бадовского быстро начали оттеснять: фонд лишили статуса грантооператора, после чего, как писал «ФедералПресс», в ИСЭПИ возникли задержки с финансированием деятельности экспертов-политологов, считающихся привязанными к нему. Да и сам Бадовский, по словам источников, на удивление быстро смог испортить отношения с рядом влиятельных членов команды Володина. И теперь уже «вряд ли Бадовский и его фонд сможет вернуться в команду Володина (по крайней мере, вернуть свой вес), да и Кириенко его не ждет в своей команде (как известно, в апреле по инициативе АП был создан новый фонд – Экспертный институт социальных исследований, - ред.)», отметил собеседник агентства. На поиск внутренних ресурсов Замысел Володина состоял в том, чтобы содержательная часть законотворческого процесса была замкнута на Госдуме, которая, собственно, и призвана им заниматься. По примеру своей работы в АП спикер планировал создать некоммерческую организацию (экспертную), которая действовала бы под эгидой нижней палаты. Однако сделать это Володину не удалось: необходимые на создание и содержание такой НКО средства в федеральном бюджете ему заложить не позволили, и в этом решении свою роль якобы сыграл его сменщик Сергея Кириенко. Возможности спикера в привлечении к законотворческому процессу широкого круга экспертов оказались ограничены. Высвободить хоть какой-то объем средств, возможно, удастся как раз за счет перекройки аппарата. Произошло это якобы из-за противоречий между новой командой внутриполитического блока АП и Володиным. Вместе с тем, как считают наблюдатели, реорганизация управления информационно-технологического и документационного обеспечения в меньшей степени повлияет на отношения спикера и Кириенко. Считается, что ни в прежнем, ни в новом виде подразделение (подразделения) не могут быть втянуты в аппаратную борьбу. Поскольку отдельной бюджетной строки Вячеславу Володину получить не удалось, искать средства пришлось «внутри». Оптимизация внутренних ресурсов – давно проверенный и испытанный способ. Стоит отметить, что прежде чем реорганизовать крупнейшее управление аппарата, весь документооборот Госдумы был переведен в электронный вид. «Чтобы корочками не махали перед прокурорами» Автор одного из телеграм-каналов предположил, что существенную экономию также могло бы дать изменение функционала «бесчисленных помощников депутатов с представительского формата на референтный». Только в этом случае Вячеславу Володину и его аппарату придется бороться уже не с кремлевской администрацией, а с депутатами. Парламентарии вряд ли легко откажутся от ставок помощников, на которые, как правило, принимаются родственники, друзья или чьи-то протеже. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что такая вероятность существует. В целом, по мнению политолога, система помощников депутатов нуждается в реформировании. Во-первых, это связано с тем, кто, к примеру, коммунисты фактически превратили помощников в аппарат партии. Во-вторых, бывают случаи, когда правоохранительные органы не могут привлечь человека к ответственности из-за того, что он является помощником депутата Госдумы. После проведения такой масштабной реформы аппарата Госдумы и системы работы депутатского корпуса, команда Володина действительно сможет использовать высвободившиеся ресурсы на развитие экспертного околодумского сообщества. Не исключено, что для этого спикеру придется заручиться и словом президента. «Легальный повод уволить» Между тем, по мнению Журавлева, Вячеслав Володин пытается расширить экспертное сообщество и в имеющихся условиях. Это, к примеру, управление, через которое будут проходить все законопроекты, поступающие в парламент, и без которого ни один комитета не сможет принять решения. По словам политолога, «экспертная система создается: в этом плане происходит укрупнение центрального аппарата нижней палаты». Что касается других возможных посылов реформы, то любые структурные реформы, считает Дмитрий Журавлев, можно назвать «легальным поводом обеспечить выход человека на пенсию», а также «возможность кого-то уволить». Однако на работе это вряд ли как-то отразится. «В работе не изменится ничего: ни задачи, ни масштабы. А вот сотрудников вряд ли станет меньше. Если подразделения разделяют, то дело, может быть, не в экономии, а в повышении эффективности работы. Надо понимать, что любая задержка документов – это инструмент довольно сильного воздействия на аппарат, и делать это, имея не очень крупные подразделения легче», - отметил Журавлев. Эксперт не верит в конфликт между Вячеславом Володиным и Сергеем Кириенко. Он полагает, что это, скорее, «вооруженный нейтралитет», так как «бомбы еще не падают». «Все аппаратные реорганизации Володина сводятся к усилению роли спикера внутри Думы и роли Думы в политической системе. Они не направлены против администрации, но значимы для нее. Если Госдума играет большую самостоятельную роль, то у кого-то эта роль становится меньше. Это не политическая, а административная, мелко-бюрократическая реорганизация, которую Володин проводит, чтобы централизовать работу Думы», - считает политолог. Аналогичного мнения придерживается и генеральный директор Института социальной политики Вячеслав Смирнов, по мнению которого, конфликт между Володиным и Кириенко «вымышленный». «Вячеслав Викторович Володин занимается реорганизацией Государственной Думы. У него должность, обязывающая к этому. Он человек активный и по большому счету в парламенте ему просто мало места, узковато, - заявил Смирнов. – Действует он так, как привык – в административной логике. И это сегодня востребовано». Бывших чекистов не бывает Добавим, что с 2013 года крупнейшее управление Госдумы возглавлял Вячеслав Якушев. Он имеет внушительный опыт работы с информацией, в частности, находящейся под грифом «Секретно». Якушев служил в органах госбезопасности, был экспертом Главного контрольного управления АП, в начале 2000-х возглавил управление информационного и документационного обеспечения президента, а с 2007 года был зам руководителя Федерального агентства по информационным технологиям. Якушев достаточно далек от аппаратных историй, в отличие от его руководителя и, вероятно, автора реформы Игоря Дивейкина, который имеет солидный багаж разрешения конфликтных кампаний. Достаточно вспомнить его визит в Нижний Новгород, состоявшийся буквально накануне его перехода в Госдуму из президентской администрации. Тогда Дивейкину удалось примирить губернатора Валерия Шанцева и местных депутатов. В свое время Игорь Дивейкин тоже служил в ФСБ. С Вячеславом Володиным он работает, по меньшей мере, с 2010 года: сначала в правительстве, затем – в администрации президента, где он в 2013 году возглавил аппарат Володина, а после был назначен на должность замглавы управления президента по работе с регионами. Эксперты прогнозировали, что с уходом начальника в Госдуму, именно Игорь Дивейкин мог возглавить внутриполитический блок в Кремле. Назначение Дивейкина управделами Госдумы эксперты связывали, как с его принадлежностью к команде Володина и опытом региональной работы, так и с опытом его работы в органах госбезопасности – Володину нужен был человек, способный защитить думские, а значит, государственные финансы. Фото - Владимира Федоренко РИА Новости