Войти в почту

Приангарью хотят сделать прививку против назначенцев-неудачников

51-ая сессия Законодательного собрания Приангарья, прошедшая 14 июня, оказалась не такой предсказуемой, как ожидали местные политологи. Уже давно решенный вопрос о референдуме по возвращению прямых выборов мэра иркутские парламентарии оставили подчеркнуто без внимания, а большинство из них просто отказалось голосовать. После более чем часового обсуждения депутаты не признали вопрос референдума соответствующим региональному законодательству. Напомним, в марте этого года иркутскими членами КПРФ было предложено провести референдум по вопросу: «Согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание всех глав муниципальных районов, городских округов на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?». Инициативу поддержал глава региона Сергей Левченко. На рассмотрение депутатам вопрос был представлен лишь для парламентской экспертизы. Однако формулировку вопроса признали приемлемой только шесть парламентариев, еще девять – проголосовали против, 15 человек воздержались и пятеро не голосовали вовсе. Де-юре Часть несогласных парламентариев в ходе сессии признались, что сомневаются в правильности формулировки поставленного вопроса. Однако авторы инициативы убеждены не только в правильности формулировки вопроса, но и его соответствии законодательству всех уровней, поскольку накануне экспертизу темы будущего референдума провела Госдума РФ, а именно комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, а также прокуратура и госуниверситет. «Уверена, что вопрос в этой формулировке не допускает множества толкований и составлен абсолютно правильно», – прокомментировала депутат Заксобрания Приангарья от КПРФ Ольга Носенко, презентовавшая инициативу провести референдум. Советник губернатора Иркутской области Сергей Шишкин на обсуждении вновь перечислил все доказательства того, что вопрос, выносимый на референдум, соответствует законодательству. «Обращаю ваше внимание на тот факт, что федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько способов замещения должности главы муниципального образования: избрание на муниципальных выборах, избрание представительным органом муниципального образования из своего состава, а также избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. При этом законом региона может быть выбран любой из предложенных способов, – отметил профессор Шишкин. – Также напомню, что нормы федерального закона о возможности выбора указанных вариантов избрания главы муниципалитета законами регионов были предметом рассмотрения в Конституционном суде, который подтвердил конституционность указанных законоположений. Конституционный суд отмечает, что региональный законодатель вправе выбрать из предложенных федеральным законом способов замещения должности главы муниципального образования как в качестве единственно возможного, так и в качестве альтернативных. Также вопрос референдума должен соответствовать требованиям федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и регионального закона «О референдуме Иркутской области». Как положительный, так и отрицательный ответы на поставленный вопрос влекут конкретные правовые последствия, которые связаны соответственно с одобрением или неодобрением принятия закона Иркутской области, предусматривающего прямые выборы в качестве безальтернативного способа замещения должности глав муниципальных районов и глав городских округов. Согласно Конституции РФ, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения РФ и ее регионов». Исходя из этого, отмечает профессор, вопрос референдума соответствует требованиям закона о нахождении вопроса в сфере совместного ведения РФ и Иркутской области. Определение конкретного способа или способов замещения должности главы муниципального образования для муниципальных образований Иркутской области отнесено к компетенции регионального законодателя. Так, способы замещения должности глав муниципальных образований Иркутской области установлены законом от 30 мая 2014 года «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области». Таким образом, поскольку вопрос референдума не регулируется Конституцией, федеральными законами, он соответствует требованиям федерального и регионального законов, о которых говорилось выше. Из положения регионального закона следует, что вопрос, выносимый на референдум, может быть урегулирован законом Иркутской области. То есть, допуская возможность проведения референдума по вопросу, урегулированному законом региона России, федеральным законодателем фактически предусматривается возможность пересмотра гражданами решения, принятого законодательной властью. Это полностью согласуется с правовой сущностью референдума как высшей непосредственной формы волеизъявления граждан, поскольку, согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Таким образом, проведение референдума в Иркутской области гарантируется Конституцией Российской Федерации, а выносимый на референдум вопрос соответствует требованиям федерального и регионального законов. Сэкономить на выборах После подробного юридического обоснования инициативы профессором противники референдума, однако, отметили его сомнительную эффективность в финансовом плане. «Мне, как главе бюджетного комитета, важно, во сколько обойдется референдум. Избиратели, которые не относятся к Иркутску, спросят, можно ли было потратить деньги более эффективно», – беспокоится вице-спикер заксобрания Приангарья Наталья Дикусарова. Глава избиркома Иркутской области Эдуард Девицкий уже оценил среднюю стоимость региональной избирательной кампании в 230 миллионов рублей. По поводу расходов на референдум сторонники идеи парируют, что именно предложение провести народное голосование параллельно с выборами президента и обеспечит существенное снижение расходов. Напомним, голосование по референдуму предлагается провести 18 марта 2018 года – в день президентских выборов. «Кроме максимального снижения расходов на оба голосования это обеспечит и необходимый уровень явки. Напомню, для того чтобы референдум состоялся, необходима явка не менее 50 % избирателей плюс один голос», – заметил в беседе с «ФедералПресс» советник губернатора. Тем не менее замруководителя аппарата заксобрания Иркутской области Алексей Петров считает, что «явка даже на выборах губернатора и депутатов регпарламента существенно ниже, чем нужно для того, чтобы референдум признали состоявшимся». «Хотя это кампании, которые касаются интересов всех избирателей региона. А в случае с референдумом речь идет все-таки в основном, о жителях областного центра», – заметил депутат. Более того, парламентарий Борис Алексеев высказал опасение, что совмещение референдума с президентскими выборами может не подстегнуть явку, а напротив, «оказать плохую услугу нашему президенту» и привести к снижению общего числа проголосовавших. К слову, опрошенные «ФедералПресс» политологи уверены, что подобное предположение не то чтобы маловероятно, а практически невозможно. «Даже не 90 %, а 100, что при совмещении референдума и президентских выборов голосование успешно состоится, – убежден двойной тезка замруководителя аппарата областного парламента - иркутский политолог, кандидат исторических наук Алексей Петров. – При всей политической пассивности последнего времени иркутян не оставит равнодушными вопрос возврата выборов мэра. Для всех горожан это очень важно. Вопрос ключевой для столицы региона». Что касается глав остальных городов Приангарья, профессор Шишкин полагает, что голосование на референдуме за возврат прямых выборов глав всех муниципальных районов и городских округов сделает «прививку против их возможной отмены в будущем». «Это станет профилактической мерой. Мало ли, что вздумает сделать в будущем глава области. Народное решение будет прививкой против правительственного произвола, который ранее – при прежнем губернаторе – уже отобрал у иркутян право выбирать мэра», – заключает советник губернатора Приангарья Сергей Шишкин. К слову, ряд противников референдума замечают, что для жителей области за пределами Иркутска его идея неактуальна, поскольку в остальных городах главу выбирает население. «Но так ведь было не всегда. Еще недавно в таких крупных городах области как Усолье, Братск и Ангарск главы назначались, как и в Иркутске. Так что такой уж неактуальной эту угрозу я бы не назвал. Не буду оценивать сейчас мэрство нынешнего главы Иркутска Дмитрия Бердникова, он еще слишком мало работает на посту, но по остальным скажу – успешных историй назначенцев Приангарье не знает!» – категоричен политолог Петров. Референдум неизбежен Несмотря на отсутствие поддержки идеи референдума у большинства иркутских парламентариев, ее авторы уверены в том, что народное голосование состоится. «Ведь что такое рассмотрение вопроса в иркутском заксобрании? Это экспертиза парламентариями поставленного вопроса. По факту они отказались озвучить однозначное решение за или против. В итоге мы отправимся в суд, и уже его решение понудит депутатов дать свой ответ. Что будет, если их ответ станет отрицательным? Ничего страшного, инициаторы референдума оспорят это решение в суде. Какова вероятность положительного исхода? 100 %. Это неизбежно, вопрос утвержден Госдумой, прокуратурой и другими профильными институтами и ведомствами, – поясняет профессор Шишкин. – По сути, эта полемика – только оттягивание неизбежного. Зачем депутатам тянуть время по этому вопросу? Я могу только предполагать: видимо, парламентарии из числа партийцев «Единой России» не могут признать свою старую ошибку по отмене прямых выборов мэров. Это же их инициатива была в свое время. На сегодня уже очевидно, что это была ошибка, выборы следует вернуть. Поэтому я бы на их месте не конфликтовал с инициаторами идеи – коммунистами, а присоединился и попытался бы возглавить хорошую инициативу». Политологи также полагают, что острые споры по вопросу референдума связаны с лично-политическим противостоянием отдельных членов иркутского парламента действующему губернатору. «Проблема в том, что местные «единороссовцы» не умеют поддерживать хорошие идеи других партий. Видимо, просто не понимают, как ее возглавить. Представители этой партии почему-то уверены, что все ключевые идеи должны исходить только от них. В итоге 15 человек, в том числе председатель заксобрания, руководители профильных комитетов, вице-спикеры, просто отказались голосовать по знаковому для регионального центра вопросу. И это фракция крупнейшей партии страны! Конечно, это нонсенс. Я бы назвал это одним из самых неумных решений партии», – резюмирует политолог Алексей Петров.

Приангарью хотят сделать прививку против назначенцев-неудачников
© РИА "ФедералПресс"