Войти в почту

Мечта Филипенко окончательно рухнула: власти ХМАО отменяют закон о выплатах детям Югры

Депутатский корпус ХМАО решился на тяжелейшее решение. Сегодня в рамках сдвоенного заседания комитетов по бюджету, финансам и налоговой политике и социальной политике думы округа обсуждалась инициатива, которая ставит крест на идее бывшего губернатора округа Александра Филипенко превратить регион в российский Кувейт. Если быть точным: депутаты решили отменить 131 окружной закон «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы», принятый в конце 2000 года, а также закон «О Фонде поколений Югры». Согласно закону, югорские дети, родившиеся после 2000 года, по достижению 18-летнего возраста должны были получить разовую выплату в размере 20 МРОТ, установленных на конец года, в который родился ребенок. Распорядителем средств выступал Фонд поколений — региональная структура, созданная для обеспечения выплат и, в том числе, развития иных, отличных нефтяного секторов экономики. В фонд поступали отчисления от НДПИ, параллельно он занимался развитием лесной промышленности и сельского хозяйства, а также скупал картины для ханты-мансийской картинной галереи — они в будущем должны были выступить «заначкой» на случай, если аккумулированных фондом средств на выплаты для детей не хватит. В целом, как сообщали СМИ, ежегодно в фонд поступало от 1 до 3 млрд рублей. Все это, по идее губернатора Филипенко, должно было в конечном итоге принести юным жителям округа как минимум по 150 тысяч рублей — подобные суммы приводил на одной из пресс-конференций сам бывший глава региона. Однако с течением времени ситуация в фонде ухудшалась. После ревизии организации, устроенной департаментом госсобственности Югры в мае 2010 года, в отставку ушел руководитель структуры Александр Кондырев. Именно его чиновники эпохи Филипенко сегодня называют виновником плачевного состояния югорской «кубышки».«Идея была замечательная. Но загубил ее менеджмент. Не на того человека сделал ставку Александр Васильевич. У Кондырева были не лучшие руки: грязные, длинные, загребущие», — говорит один из соратников бывшего губернатора. Впрочем, несмотря на все перестановки в руководстве (за два года после назначения Натальи Комаровой губернатором в фонде сменились несколько директоров), закон об именных выплатах детям Югры продолжал действовать. В 2012 году тему с определение размеров выплат поднимали депутаты от ЛДПР. Однако тогда ни правительство, ни представители организации не смогли четко ответить: сколько денег должен получить в 2018 году югорский подросток. Все сводилось к двум методикам расчета: по одной сумма составляла чуть более 2 тысяч рублей, по другой — около 2 млн. Тема заглохла, о фонде и законе, по сути, не вспоминали до сегодняшнего дня. Как говорится на сайте Фонда поколений Югры, с 2000 по 2015 год в округе родились 363 тысячи детей. В общей сложности, на них зарезервированы 736 млн рублей. Как стало известно корреспонденту «ФедералПресс», сегодня югорские депутаты и представители правительства собрались для обсуждения судьбы закона и самого фонда. Собрались, надо отметить, в обстановке секретности — прессу на заседание двух комитетов не позвали. Впрочем, все пояснения дал вице-спикер парламента округа Александр Сальников, председательствовавший на заседании. Парламентарий привел целый ряд аргументов, подтолкнувших депутатов к непростому (и крайне опасному с точки зрения репутационных потерь) решению. Во-первых, подчеркнул Сальников, за годы, прошедшие с моменты принятия закона, кардинально изменилось федеральное законодательство. «По новым законам фонд не может осуществлять функцию по выплате населению каких-либо средств. Он не может нести ответственность по обязательствам ХМАО. Согласно Гражданскому кодексу РФ, фонд — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним имущество», — отметил вице-спикер югорской думы. Кроме того, рассказал Сальников, сейчас фонд по сути лишился главного источника финансов. «Фонд наполнялся за счет отчислений по НДПИ. С 2010 года весь НДПИ идет в федеральный бюджет. Лишались мы его постепенно. С 2002 по 2004 годы 20% налога шли в наш бюджет, с 2005 по 2007 — уже 5%. С 2007 по 2009 годы он шел в бюджет Тюменской области. Соответственно, фонд лишился источника, откуда черпал средства», — подчеркнул зампред думы ХМАО.Еще один момент, мешающий исполнению закона об именных целевых выплатах — отсутствие в нем «принципов адресности и нуждаемости». «Эти принципы сегодня — основные условия по предоставлению социальных пособий и выплат», — добавил Александр Сальников. Впрочем, более важным все-таки кажется сам размер выплат, причитающихся детям Югры. По словам Сальникова, если провести расчеты по методике, заложенной в законе, то получатся суммы, «которые никак не отвечают декларированным в законе потребностям». «Предполагалось, что этих денег хватит на обучение, лечение, приобретение какого-то движимого или недвижимого имущества. Но если бы начали выплаты по этому алгоритму, то они составили бы 13,7 тыс. рублей на человека», — рассказал вице-спикер. Более того, подчеркнул он, само использование МРОТ в качестве индикатора неправильно: применяться он может только для определения размера социальных пособий. Интересно, что, по мнению депутатов, подавших инициативу по отмене закона, его основные идеи сегодня уже воплощены всевозможными материнскими капиталами и подобными мерами поддержки. Более того, подчеркивает Сальников, число мер поддержки для семей с детьми сегодня в общей сложности достигает 48. «В 2000 году, когда мы принимали закон по выплатам, таких мер было семь. Если говорить по их финансированию, то в 2000 году оно составляло 512 млн рублей, а в 2017-м — 10,73 млрд. То есть рост примерно в 20 раз», — отметил Александр Сальников. Он также добавил, что в целом около 70% бюджета ХМАО сегодня идут на социальные нужды. Инициатива по отмене закона будет вынесена на следующее заседание Думы Югры, которое пройдет 29 июня. Одновременно с ней будет принято решение об отмене закона «О Фонде поколений» — без закона о выплатах деятельность организации не имеет смысла, подчеркивает Сальников. «Закон о фонде, устанавливающий его цели и задачи, должен быть отменен. Свою функцию по федеральному законодательству он выполнять не может, следовательно, нет смысла держать его в том виде, в котором он есть. По сути, мы ставим его вне закона. Но окончательное решение будет принимать правительство Югры. Вполне возможно, что фонд сменит форму существования», — отметил Сальников. У депутатов при этом есть условия. На счетах фонда сегодня, по словам парламентария, находятся около 1 млрд рублей. Кроме того, фонду принадлежат несколько предприятий («Завод МДФ», домостроительный завод в Ханты-Мансийске, гостиничный комплекс «На семи холмах» и несколько торговых предприятий). «Средства нужно направить в казну, впоследствии — пустить на благие дела. Предполагается, что эти деньги могут пойти на строительство школ, например», — резюмировал Сальников. Лидер фракции ЛДПР в парламенте Югры Евгений Марков, также присутствовавший на заседании комитетов, подчеркивает, что решение об отмене с последующей ликвидацией фонда — прямое указание губернатора Натальи Комаровой. В то же время он напоминает: либерал-демократы выступали с идеей о закрытии фонда еще в 2011 году, однако к ним не прислушались. «Скорее всего, это решение мы поддержим. По второму решению — об отмене закона о выплатах — вероятно, будем выступать против», — отметил Марков. Он также подчеркивает, что правительство Югры хотело бы ликвидировать организацию и отменить закон без каких-либо серьезных последствий. На активы организации у Маркова свой взгляд. Оппозиционер подчеркивает: за все время существования в фонд были вложены около 12 млрд рублей. «Остатки этих средств — а их там вряд ли больше половины, — надо пустить на перечисленные в законе о фонде направления. Улучшение жилищных условий, образование, детское здравоохранение. Эту позицию мы поддерживаем», — заявил он. В то же время депутата не устраивают аргументы, приведенные коллегами по парламенту и правительством региона. «Закон несовершенен. Но что мешало поменять его и привести в соответствие с федеральными нормами? Мы этим на каждом заседании занимаемся. Это не аргумент. Сегодня нам говорят: мы опрашивали людей, они ничего не ждут. Так у нас правительству в регионе никто и не верит, что тут ждать», — отмечает Марков. Однако в целом с позицией округа по проблемной (а Фонд поколений Югры к таковым, несомненно, относится) организации депутат согласен. «Уже реализовано множество инициатив, в том числе по материнскому капиталу, что, по сути, идентично закону об именных выплатах. Наша задача здесь — найти золотую середину и быть последовательными в действиях. Мы принимали решения, брали обязательства — и теперь их надо выполнять», — резюмирует Евгений Марков. Справедливоросс Михаил Сердюк в оценках ситуации более категоричен. «Я категорически против такого подхода. Как можно отменять выплаты, не разобравшись, сколько там средств? Текущее состояние дел в фонде не оценено. Мы против. Более того, я считаю, что в первую очередь должен стоять вопрос о четкой ревизии фонда с обнародованием всех данных», — отметил он. Отметим, решение об отмене закона об именных выплатах и ликвидации Фонда поколений Югры несет с собой безусловные репутационные потери для правительства региона. В первую очередь — из-за практически сакрального статуса экс-губернатора Александра Филипенко. Однако политконсультант Александр Белоусов, комментируя «ФедералПресс» инициативу депутатов, называет его совершенно правильным. «У всех нас в детстве была поговорка — мечтать не вредно. Эта мечта — именно из такой «вредной» категории. Реализовывать ее приходится другому человеку в совершенно других условиях. С момента принятия закона об именных выплатах прошло 17 лет, ситуация в стране изменилась в корне. Россия явно не Кувейт, такие проекты у нас не работают. И негативный шлейф, который тянулся за Фондом поколений Югры все это время, необходимо было отрезать», — подчеркивает Белоусов. По словам политолога, долгое и массовое накопление денег в «кубышках» в российских реалиях — «процесс болезнетворный и вредный». «Фонда такого рода всегда сопровождаются негативным информационным фоном: вспомните хотя фонд капремонта ХМАО. Более того, даже государственные копилки не всегда работают в плюс. Если же деньги не лежат на счетах, а где-то крутятся, то в глазах общества это только добавляет негатива и коррупционной составляющей. Да, это была хорошая мечта. Но решение об отмене закона и ликвидации фонда — совершенно правильное. Только принять его следовало раньше», — резюмирует Александр Белоусов. В правительстве обещали прислать официальный релиз. На момент публикации он еще не поступил.

Мечта Филипенко окончательно рухнула: власти ХМАО отменяют закон о выплатах детям Югры
© РИА "ФедералПресс"