"Мы хотим сделать мессенджеры платными": в Госдуме раскрыли тайну
Законопроекты, которые призваны покончить с анонимностью пользователей сим-карт и мессенджеров, готовы к принятию в первом чтении. В Госдуме надеются, что при доработке документов удастся «не выплеснуть вместе с водой ребенка», то есть не ограничить право граждан на личную жизнь и свободное распространение информации. Документы, о которых шла речь на расширенном заседании комитета, первоначально писались на площадке объединяющего операторов связи Медиакоммуникационного союза, дорабатывались с участием Роскомнадзора, ФСБ и МВД, а внесены в Госдуму были от имени членов Совета Федерации и депутатов. Предлагается запретить оказание услуг мобильной связи анонимным пользователям. С 1 января 2018 года операторы получат право проверять достоверность данных об абонентах, если же абоненты на контакт не идут — приостанавливать предоставление им услуг. А от мессенджеров потребуют обязательной регистрации пользователей через смс-сообщения. Представитель МКС Павел Степанов заявил, что законопроект о мессенджерах «выравнивает экономические условия» — по его словам, несправедливо, что деятельность операторов связи уже плотно регулируется, а деятельность мессенджеров нет. Идентификация же по номеру мобильного телефона, по его словам, «самая простая из всех возможных». Глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин (СР) тут же привел пример, доказывающий актуальность предложенных мер: один коллега в Пензенской области на совещании показал на телефоне сообщение, которое пришло на мессенджер. Сообщение это предлагало «наркотики недорого, быстро, любые виды». Замглавы Роскомнадзора Олег Иванов поддержал оба законопроекта. Тот, что про симки, «вышибает саму основу незаконной реализации, потому что сим-карта превращается в простую микросхему, которая ничего не дает пользователю, пока он не легализуется у оператора». «Это очень криминальный, достаточно денежный бизнес. Мы видим таджиков, которые стоят у метро, но за ними стоит достаточно серьезная структура», — заявил чиновник. Что касается мессенджеров — в Роскомнадзоре полагают, что «некоторые шероховатости» текста можно устранить ко второму чтению. Г-н Левин тут же заметил, что в отличие от операторов связи, у которых нет возможности быстро оповещать через СМС большое число граждан о штормовой опасности и других ЧС, что показали недавние события в Москве и других регионах, у мессенджеров такая возможность есть, и «важная новелла» этого законопроекта — закрепление за ними обязанности массовую рассылку в интересах органов власти осуществлять. Представители МВД и ФСБ, как и представитель Роскомнадзора, тоже были «за» и тоже говорили о «шероховатостях», не вдаваясь в детали. Более конкретен оказался Василий Шипилов (Минэкономразвития): концептуально все поддержав, он заметил, что предложенное определение мессенджера позволяет распространить новые требования и на такие программы, как скайп, а они работают и без сотовой связи, потому что скачиваются на домашние персональные компьютеры. К тому же непонятно, будут ли операторы связи оказывать мессенджерам платные услуги по рассылке СМС-сообщений. Если да, то стоимость этих услуг может быть возложена на пользователей. Из выступления замглавы Минкомсвязи Дмитрия Алхазова стало ясно: это ведомство в отличие от Роскомнадзора непосредственного участия в работе над документами не принимало. Чиновник отметил, что авторы очень много говорят о безопасности и комфорте граждан, что нельзя не поддержать, но «не очень понятно, какие модели угроз рассматриваются и как их хотят устранить». «Если мы хотим сделать мессенджеры платными для населения, то об этом надо прямо говорить», — заявил г-н Алхазов. Что касается борьбы с анонимностью мессенджеров — «некоторые из них можно установить и на мобильные устройства без номера, и оператор связи о них никогда не узнает», к тому же зарегистрироваться в мессенджере можно и на сим-картах нероссийского оператора, и «мы все равно ничего о пользователях не будем знать, а угроза не будет устранена». Впрочем, все участники дискуссии выразили готовность работать над очевидно обреченными на принятие в первом чтении текстами на площадке комитета.