Ещё
Грузия признала убожество своей армии
Грузия признала убожество своей армии
Армия
Как живет после тюрьмы звезда «Дома-2»
Как живет после тюрьмы звезда «Дома-2»
Шоу-бизнес
Виноваты лекарства: адвокат Соколова сделал заявление
Виноваты лекарства: адвокат Соколова сделал заявление
Криминал
Порноактрису затравили из-за любви к насилию над детьми
Порноактрису затравили из-за любви к насилию над детьми
Общество

Кадры из прошлого 

Кадры из прошлого
Фото: Коммерсантъ-Власть
Отставки и назначения грядущей пятилетки В следующий президентский срок 2018-2023 годов кадровые перестановки ожидаются во всех ветвях российской власти. Не место красит человека Окончание президентской избирательной кампании, как правило, дает старт для решения кадровых вопросов: главе государства предстоит сформировать и свою администрацию, и правительство во главе с премьером. Сложившаяся в  практика предполагает, что имя премьера и главы (АП) становятся известны еще до выборов президента: так произошло и в 2003–2004 и в 2011–2012 годах. В цикле 2007–2008 было чуть иначе: о том, что премьер-министром при президенте станет , объявили до выборов, через день после выдвижения Медведева кандидатом, а вот главу его администрации назначили уже после инаугурации. Пока мало оснований сомневаться в том, что в ходе президентской избирательной кампании будет использована какая-то другая модель. По крайней мере, уже сейчас ведется активная работа по определению стратегии работы будущего правительства и, соответственно, по подбору тех, кто ее будет реализовывать. Однако расстановкой кадров в АП и правительстве кадровая работа не ограничится. В следующий президентский срок властям придется решить еще как минимум три кадрово-организационные задачи, каждая из которых потребует не меньшего политического и аппаратного искусства, чем определение состава правительства и руководства администрации президента. Описывается задача старой поговоркой: не место красит человека, а человек место. В период с 2018 по 2024 год власть должна будет определиться с несколькими людьми, чьи должности стали продолжением их фамилий. Такое случается тогда, когда человек занимает одну и ту же должность на протяжении десятилетий и возглавляемая им структура фактически ассоциируется с ним и его работой. Примером сращивания фамилии и должности в свое время были «мэрмосквыюрийлужков» или «главататарстанаминтимершаймиев». Рано или поздно функционер теряет должность, однако после этого встает вопрос, что делать со структурой после ухода бессменного руководителя: искать такого же прочного человека или менять функционал. Встать, суперсуд идет Срок полномочий главы Верховного суда истекает 21 мая 2020 года. Он занимает должность с 1989 года. Срок полномочий истекает 22 февраля 2018 года. Он возглавляет Конституционный суд (КС), с перерывами, с 1991 года. Формальных оснований не продлевать их полномочий нет — возрастной ценз для работы судьей (70 лет) в преддверии юбилея обоих председателей (оба родились в 1943 году) был для этих постов отменен. Если Владимир Путин не представит кандидатуру Валерия Зорькина на новые шесть лет, он покинет КС после назначения преемника — возможно, буквально накануне президентских выборов. Но даже если Зорькин останется, КС ждут кадровые перемены. После осуществленного вопреки воле КС переезда в  он стремительно утрачивал самостоятельность и фактически был встроен в вертикаль еще в 2009 году, когда судьи потеряли право избирать своих руководителей на три года с возможностью продления их полномочий или досрочного освобождения. Председателя КС и его заместителей стал назначать Совет федерации по представлению главы государства (судьи в этой процедуре уже не участвуют). КС также потерял право устанавливать численность и штатное расписание аппарата. А с учетом принятых в 2014 году поправок в закон о КС, по которым он может осуществлять свою деятельность при составе не менее 13 судей, а не 19, как зафиксировано в Конституции, сроки и степень обновления состава КС и его руководства превращены в лотерею, поскольку зависят исключительно от усмотрения президента. Валерий Зорькин уверял в интервью «Коммерсанту», что «никакого сокращения здесь нет» и президенту «предоставлена возможность без спешки отбирать тех, кто сможет наиболее эффективным образом обогатить совместную деятельность судей КС своими талантами, знаниями и навыками». Но некоторые эксперты считают это нарушением конституционной гарантии независимости суда, его стабильного функционирования и защиты от политических манипуляций. В результате этой реформы по мере достижения судьями КС 70-летнего возраста к 2020 году его состав может сократиться до 12 человек, после чего президент и Совет федерации будут обязаны заполнить лишь одну судейскую вакансию. То есть в ближайшие три года президент вправе фактически сократить состав КС до 13 судей, не внося новые кандидатуры, или в любой момент назначить в КС одного или нескольких потенциальных преемников председателя и его заместителей, не афишируя конкретные перспективы смены руководства КС. Необходимые для этого три вакансии в КС уже имеются. В 2019 году возрастного ценза в КС достигнет зампредседателя КС  (назначена судьей в 1994 году), в 2020 году — судьи , и  (назначены в 2010, 1994 и 2000 годах соответственно), в 2021 году — и зампред КС  (назначены в 1991 и 2005 годах соответственно), в 2022 году — (назначен в 1994 году), в 2023 году — (назначен в 1991 году). В целом к концу следующего президентского срока КС покинут пять или шесть (в случае отставки Валерия Зорькина) из семи судей «ельцинского призыва», двое из пяти судей, назначенных по представлению Владимира Путина, и один из четырех выдвиженцев Дмитрия Медведева. В 2025 году в отставку уйдут еще четверо судей и из нынешнего состава КС останутся лишь трое представителей «медведевского призыва». Но в случае назначения председателем одного из действующих судей, его отставка будет отложена. Вопросы состава важны и для Верховного суда (ВС). Он был заново сформирован и существенно помолодел еще в 2014 году, однако до сих пор не укомплектован полностью. Кроме Вячеслава Лебедева (если он уйдет с поста председателя) в президиуме ВС отставка по возрасту ожидает одного из семи его заместителей — главу коллегии по гражданским делам в 2018 году, другого зама — главу коллегии по делам военнослужащих в 2023-м и первого зампредседателя в 2025-м. Существенно обновить ВС и избавить его от перегрузки (о которой часто заявляют его представители, инициируя направленные на ее снижение законопроекты) позволило бы заполнение 60 пустующих — при штатной численности 170 единиц — судейских вакансий. Однако власти этой возможностью пока не воспользовались, что, как и в случае КС, позволяет провести кадровую реформу неожиданно. Верховный суд, по его данным, сейчас укомплектован лишь на 65%: из 170 штатных мест занято 110. Так, в коллегии по административным делам вакантны 19 из 33 судейских кресел, по гражданским делам — 14 из 32, по экономическим — 6 из 30, по уголовным — 21 из 60. Отметим, что наиболее острый кадровый дефицит, более половины незанятых мест, испытывает коллегия по административным делам, которая разрешает публично-правовые споры с властями или должностными лицами и рассматривает, в том числе, по первой инстанции, дела об оспаривании нормативных правовых актов и решений (в частности, и органов судейского сообщества), об отмене регистрации кандидатов на выборах, приостановлении деятельности и ликвидации партий и других НКО, прекращении деятельности СМИ, присуждении компенсаций за судебную волокиту и т. д. Нехватке судей способствовали неопределенные правила отбора и жесткий фильтр в отношении «конфликта интересов», критерии которого до сих пор не ясны. При этом большинство судей ВС, в отличие от КС, назначаются из нижестоящих судов, в то время как ключевые юридические корпорации — адвокатура и научное сообщество — фактически исключены из числа источников судейских кадров для ВС, что способствует обвинительному уклону, но не повышению эффективности правосудия. Как отметил на Петербургском международном юридическом форуме в мае этого года экс-председатель Высшего арбитражного суда , в России существует «грань между адвокатским сообществом и юристами, которые работают в госорганах». При этом «госорганы так построены, что от мастерства и знаний адвоката ничего не зависит, если есть установка решить дело не по закону», признал Иванов. Решение кадровых вопросов может пойти и за счет организационной реформы. Опрошенные «Властью» эксперты считают вполне вероятной одновременную добровольную отставку председателей ВС и КС после президентских выборов. Одним из возможных сценариев при этом остается объединение двух высших судов и превращение КС в коллегию будущего «суперсуда» (по аналогии с экономической коллегией вместо упраздненного Высшего арбитражного суда). В юридическом сообществе говорят, что возглавить такой «суперсуд» мог бы нынешний премьер Дмитрий Медведев, которого ранее называли в числе преемников Валерия Зорькина на посту главы КС наряду с начальником Государственного правового управления президента Ларисой Брычевой и заместителем председателя КС Сергеем Мавриным. Кандидатуры возможных преемников Вячеслава Лебедева пока не обсуждаются, однако эксперты уверены, что переезд ВС в Санкт-Петербург, отложенный уже на 2021 год, будет организовывать уже новый председатель. За создание единого высшего суда, напомним, выступал еще в 1990-е годы и мэр Санкт-Петербурга , заместителем которого тогда работал Владимир Путин. В 1992 году Анатолий Собчак и бывший глава комитета конституционного надзора заявляли, что «КС, вырванный из общей правосудной системы, неизбежно начнет втягиваться в политическую проблематику, а правосудие в целом как было немощным и убогим, так и останется таковым». Они предлагали «наметить в Конституции формирование единого Верховного суда, особыми палатами которого стали бы палата арбитража и КС», или передать ВС все вопросы конституционного порядка. В КС опасаются такого развития событий, и Валерий Зорькин публично высказался против объединения на съезде судей в декабре прошлого года. «Время от времени все еще звучат предложения о передаче функции высшего конституционного контроля в структуру ВС, например в формате одной из его коллегий», — раскрыл глава КС подробности дискуссии о судебной реформе, которая до сих пор обсуждалась лишь в кулуарах. Глава КС назвал это неправильным, напомнив, что «весь мир идет по пути специализации судов». И хотя слияние Высшего арбитражного суда с ВС принесло «положительный эффект», устранив «несогласованность практики» двух судов, такой коллизии между КС и ВС нет, заявил Зорькин. Отстаивая особую роль КС, Зорькин привел и «внешнеполитические резоны»: «проблему расхождений в подходах к защите прав и свобод во взаимоотношениях национальной судебной системы с », в которых деятельность и репутация КС позволяет «сглаживать острые углы». Впрочем, особая роль КС во многом объясняется не правовой природой двух судов, а их различным укладом и стилем, отмечают эксперты. Есть такие в партии Замену предстоит искать не только руководителям высших судов. Аналогичные проблемы возникнут и у партийной системы, сложившейся в середине 2000-х годов. Она прошла испытание сменой власти в 2007–2008 годах, «болотным» протестом 2011–2012 годов и украинским кризисом 2014–2017 годов. Но теперь партийная система объективно будет нуждаться в обновлении. Нынешние лидеры политических партий, представленных в , в период с 2018 по 2024 год, скорее всего, не смогут в полном объеме выполнять свои функции, хотя бы в силу возраста. Эта проблема может показаться актуальной уже перед президентскими выборами, поскольку ни один из лидеров думских партий не очень похож на человека, который готов к кампании. Однако после 2018 года эта проблема встанет по-настоящему всерьез — до думских выборов 2021 года, которые делят следующий президентский срок на две части, времени не так уж и много. Соответственно, все кадровые и организационные решения по партийной системе должны быть приняты самое позднее до 2020 года, с тем чтобы на выборы пошли уже обновленные структуры. Заменить партийного лидера, руководившего своей структурой более 20 лет, само по себе сложное дело, а сделать так, чтобы партия не рухнула вовсе, еще более непростая задача. Общим местом является рассуждение о том, что успех связан с ораторскими и политическим искусством . И что трудно представить кампанию ЛДПР, которую будет вести не он. Но и  все больше воспринимается как партия , разве что только традиции мешают называть ее именно так. Даже  — самая молодая из думских партий — прошла уже довольно далеко по пути превращения в партию человека по имени . Реновация партийной системы может пойти как по пути выдвижения новых лидеров в старых партиях, так и по пути создания новых объединений, которые сложатся в новую партийную систему. Первый путь не гарантирует успеха хотя бы потому, что преемник может не справиться с наследством. Второй выглядит сложным хотя бы потому, что хоть сколько-нибудь успешных партийных проектов у АП не получалось уже очень давно, фактически с момента создания «Справедливой России» в середине 2000-х. То, что успешных партийных проектов не получалось и у оппозиции, в данном случае для Старой площади утешение маленькое. Проблема еще и в том, что реновация партийной системы должна учесть не только интересы существующей партийной номенклатуры, но и быть адекватной меняющимся настроениям в обществе. Однако сила инерции еще существующей партийной системы такова, что она не просто не дает возможности сформироваться новым структурам, но и мешает понять объективный запрос граждан. Насколько, например, потребности националистически настроенных избирателей удовлетворяет ЛДПР, а насколько этот посыл силен среди тех, кто пока голосует за другие партии. Получили по главе Вот где не может быть трудностей по вопросу сращивания должности и имени, так это в губернаторском корпусе. Смена глав регионов происходит постепенно, кроме тех случаев, когда их снимают по утрате доверия и сажают в тюрьму. Борьба с региональным своеволием, начатая еще в начале 2000-х, дала свои плоды: потеряло значение само понятие «губернатор-тяжеловес». К тому же засидеться на работе у главы региона больше не получится. Закон о запрете губернаторам занимать должность больше двух сроков подряд был принят Госдумой в июне 2015 года, его авторами стали представители всех думских фракций. «Нельзя управлять одной областью или республикой более 10–20 лет подряд. Должна быть сменяемость власти, и должны быть новые лица», — рассуждал тогда вице-спикер от ЛДПР . До введения этого запрета губернаторы могли занимать пост неограниченное число сроков: так было и во времена выборности глав регионов до их отмены в 2005 году, так было и во времена назначений. В середине 2000-х работало немало руководителей территорий, которые приходили к власти еще в 1990-х: президенты и  Минтимер Шаймиев и , глава Кузбасса , свердловский губернатор