Войти в почту

Рабочий «слон» ямальской авиации готовится к 40-летию

Винтокрылый гигант «Ми-6А» – помощник советских геологов, нефтяников и строителей – давно покинул воздушные магистрали, но до сих пор будоражит воображение тех, кто видел его в работе. Шутка ли – творение ОКБ Миля легко брало на буксир даже реактивные истребители и, по отзывам зарубежных спецов, могло поднять в воздух любой из заокеанских вертолетов с полной нагрузкой. Неспроста по классификации НАТО за этой машиной закрепилось лаконичное прозвище hook — «крюк». С тех пор как последнего ямальского «шестого» порезали на металлолом, прошло полтора десятка лет, но место тяжеловоза этого класса до сих пор вакантно. Ему на замену прочили «Ми-38», но этот красавец вертолет способен брать на внешнюю подвеску грузы массой только до шести тонн. Для масштабных северных строек не так уж и много… С 2007 года, каждые пять лет, на подъезде к аэропорту Салехарда у стелы с легендарным вертолетом и ежегодно в Анапе собираются ветераны аэрофлота. Это с них 6 июня 1977 года началась эксплуатация этих машин в Салехардском объединенном авиаотряде, командиром которого тогда был Владимир Васильев, командиром 3-й эскадрильи В.В. Батыршин, начальником авиационно-технической базы Юрий Коблов, а первым инженером 2-го цеха авиационно-технической базы, готовившим с бригадой техников этот взлет, – В.И. Степанченко. Вспоминает Валерий Степанченко, отвечавший за техническую подготовку полетов: – Для затягивания крепежной гайки хвостового винта, расположенной на высоте около семи метров, требовался специальный ключ. Его тогда еще не завезли, как и часть технической документации и специального аэродромного оборудования. Вот и пришлось нам изгаляться с помощью «паровозного» ключа и строп, которые тянули на земле техники, а я наблюдал за этими действиями и брал на себя ответственность за результат. По словам нашего собеседника, не было тогда и рулежных дорожек. При буксировке вертолета по земле боялись сломать в песке переднюю стойку шасси – она могла ненароком угодить в какую-нибудь промоину. Зато как красиво и гордо смотрелась эта махина в полете! За четверть века арктической службы она успела подсобить представителям всех отраслей возводимого тогда нефтегазового комплекса и не только. А уж сколько буренок перевезли в грузовых отсеках этих вертолетов! – До «Ми-6» я и не знал, что коровы могут скакать галопом, – вспоминает командир вертолета Виктор Антюфьев. – Ох и скорость они развивали после воздушной прогулки! Едва трап откидывался, они, задрав хвосты, пускались наутек по тундре… После развала СССР рухнула и стройная схема поставок запчастей, которые производились в бывших республиках Союза. К 2004 году «Ми-6» вывели из эксплуатации. По прошествии сорока лет только ветераны и помнят тех, кто осваивал на Ямале могучие «крюки». А жаль, эти люди заслуживают, чтобы их знали и помнили на ямальской земле. Среди летного состава вертолетчиков «Ми-6А» можно назвать: Виллюрика Батыршина, Анатолия Войлова, Виктора Антюфьева, Виталия Литвиненко, Владимира Андриянова, Сергея Коптева, Владимира Кудряшова, Сергея Куприянова, Виктора Татаринцева, Анатолия Бикбаева, Сергея Захудалина, Виктора Матвеева, Алексея Макерова, Рафика Минасьяна, Алексея Бондарева, Ивана Галушко, Евгения Сущевского, Виталия Манжоса, Василия Игнатова, Владимира Олейникова, Владимира Рожкова, Вадима Жужукало, Валерия Орлова, Анатолия Абрамова, Сергея Кузнецова, Юрия Фёдорова, Романа Ахапкина, Ивана Ламдо. Инженерную работу выполняли Валерий Степанченко, Андрей Бобрик, Владимир Арабаджи, Николай Михайлюк, Николай Заморский и другие. Непосредственно обслуживали эти вертолеты как в Салехарде, так и на отдаленных базировках в автономном округе техники: Александр Смирнов, Виктор Горохов, Евгений Архипов, Анатолий Артамонов, Сергей Буланов, Виктор Беляев, Николай Яковчик, Александр Половиков, Роман Гизатулин, Николай Лукиных, Александр Васюра, Глебов Виктор, Павел Петров, Валентин Титовский, Николай Заморский, Виталий Конев, Владимир Макаров, Николай Вахрушев, Ренат Мамеев, Александр Злобин, Александр Панфёров, Михаил Соколов, Ильдар Сайфулин, Владимир Соломко, Александр Панфёров, Виктор Опополь, Ильдар Сайфулин, Анатолий Юманов, Виктор Колчанов. Да разве всех перечислишь! Время неумолимо, и уже не все они смогут прийти на традиционный ветеранский сбор. Но остальным место встречи у стелы «Ми-6А» в Салехарде изменить нельзя: 6 июня в 18.00. Контактные телефоны оргкомитета в Салехарде: 8(34922) 5-46-10, 5-46-51. В Москве – 89035411301.

Рабочий «слон» ямальской авиации готовится к 40-летию
© Красный Север