В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Рабочий «слон» ямальской авиации готовится к 40-летию

Винтокрылый гигант «Ми-6А» – помощник советских геологов, нефтяников и строителей – давно покинул воздушные магистрали, но до сих пор будоражит воображение тех, кто видел его в работе.
Рабочий «слон» ямальской авиации готовится к 40-летию
Фото: Красный СеверКрасный Север
Шутка ли – творение ОКБ Миля легко брало на буксир даже реактивные истребители и, по отзывам зарубежных спецов, могло поднять в воздух любой из заокеанских вертолетов с полной нагрузкой. Неспроста по классификации за этой машиной закрепилось лаконичное прозвище hook — «крюк».
С тех пор как последнего ямальского «шестого» порезали на металлолом, прошло полтора десятка лет, но место тяжеловоза этого класса до сих пор вакантно. Ему на замену прочили «Ми-38», но этот красавец вертолет способен брать на внешнюю подвеску грузы массой только до шести тонн. Для масштабных северных строек не так уж и много
С 2007 года, каждые пять лет, на подъезде к аэропорту у стелы с легендарным вертолетом и ежегодно в собираются ветераны аэрофлота. Это с них 6 июня 1977 года началась эксплуатация этих машин в Салехардском объединенном авиаотряде, командиром которого тогда был , командиром 3-й эскадрильи В.В. Батыршин, начальником авиационно-технической базы Юрий Коблов, а первым инженером 2-го цеха авиационно-технической базы, готовившим с бригадой техников этот взлет, – .
Вспоминает Валерий Степанченко, отвечавший за техническую подготовку полетов:
– Для затягивания крепежной гайки хвостового винта, расположенной на высоте около семи метров, требовался специальный ключ. Его тогда еще не завезли, как и часть технической документации и специального аэродромного оборудования. Вот и пришлось нам изгаляться с помощью «паровозного» ключа и строп, которые тянули на земле техники, а я наблюдал за этими действиями и брал на себя ответственность за результат.
По словам нашего собеседника, не было тогда и рулежных дорожек. При буксировке вертолета по земле боялись сломать в песке переднюю стойку шасси – она могла ненароком угодить в какую-нибудь промоину.
Зато как красиво и гордо смотрелась эта махина в полете! За четверть века арктической службы она успела подсобить представителям всех отраслей возводимого тогда нефтегазового комплекса и не только. А уж сколько буренок перевезли в грузовых отсеках этих вертолетов!
– До «Ми-6» я и не знал, что коровы могут скакать галопом, – вспоминает командир вертолета Виктор Антюфьев. – Ох и скорость они развивали после воздушной прогулки! Едва трап откидывался, они, задрав хвосты, пускались наутек по тундре
После развала СССР рухнула и стройная схема поставок запчастей, которые производились в бывших республиках Союза. К 2004 году «Ми-6» вывели из эксплуатации. По прошествии сорока лет только ветераны и помнят тех, кто осваивал на Ямале могучие «крюки». А жаль, эти люди заслуживают, чтобы их знали и помнили на ямальской земле. Среди летного состава вертолетчиков «Ми-6А» можно назвать: Виллюрика Батыршина, Анатолия Войлова, Виктора Антюфьева, , , , , , , Анатолия Бикбаева, Сергея Захудалина, , Алексея Макерова, Рафика Минасьяна, , Ивана Галушко, Евгения Сущевского, , Василия Игнатова, , , Вадима Жужукало, Валерия Орлова, , , , Романа Ахапкина, Ивана Ламдо.
Инженерную работу выполняли Валерий Степанченко, Андрей Бобрик, Владимир Арабаджи, Николай Михайлюк, Николай Заморский и другие. Непосредственно обслуживали эти вертолеты как в Салехарде, так и на отдаленных базировках в автономном округе техники: , Виктор Горохов, , , , , Николай Яковчик, Александр Половиков, Роман Гизатулин, Николай Лукиных, Александр Васюра, Глебов Виктор, , Валентин Титовский, Николай Заморский, , , Николай Вахрушев, Ренат Мамеев, Александр Злобин, Александр Панфёров, , Ильдар Сайфулин, Владимир Соломко, Александр Панфёров, Виктор Опополь, Ильдар Сайфулин, Анатолий Юманов, Виктор Колчанов. Да разве всех перечислишь!
Время неумолимо, и уже не все они смогут прийти на традиционный ветеранский сбор. Но остальным место встречи у стелы «Ми-6А» в Салехарде изменить нельзя: 6 июня в 18.00. Контактные телефоны оргкомитета в Салехарде: 8(34922) 5-46-10, 5-46-51. В – 89035411301.