Войти в почту

Этический стандарт депутата

...«Он был свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли» — так характеризует герой рассказа О. Генри своего напарника, выбранного им за наружность сельского простачка для исполнения одной несложной аферы — «Глаза у него были синие и лицемерные, как у фарфоровой собачки, с которой играла тетя Харриет, когда была маленькой девочкой». Простачок оказывается не так прост и своей незатейливостью обманывает не только предполагаемую аудиторию, но и самого организатора аферы — опытного городского жулика. Многие парни плечисты и крепки, многие кандидаты в депутаты и действующие парламентарии могут похвастаться свежестью редиса и фарфоровой синевой взгляда. Как навязать им единый этический стандарт и каковы вообще должны быть базовые депутатские добродетели? С одной стороны, хорошо, что этика парламентария становится предметом обсуждения, причем обсуждения в рамках антикоррупционной повестки и с участием международного сообщества (в нашем случае — между Генпрокуратурой и Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). С другой, гражданину — даже если он депутат, всё, что не запрещено законом, разрешено, а Этический кодекс, будь он создан, станет не законом, а рекомендательным документом. Говоря обобщенно, этичное поведение депутата состоит не в том, чтобы быть вежливым, не перебивать спикера и смирно сидеть в зале заседаний, а в том, чтобы представлять интересы своих избирателей, не пользоваться своим положением в целях личного обогащения и не продвигать своих родственников на оплачиваемые бюджетом должности. Всё это, строго говоря, вопросы не этики, а соблюдения базового электорального и антикоррупционного законодательства. Нас любят пугать драками, филибастерами и развешиванием плакатов на трибунах парламентов стран развитой и развивающейся демократией. Есть прелестное небольшое политологическое исследование о том, что влияет на вероятность драк в парламенте. Оказалось, что вероятность депутатского мордобоя выше в двух случаях: в странах с молодым парламентаризмом (это понятно) и в странах с диспропорциональной электоральной системой. Это такая система, которая дает преимущества одной из победивших партий за счет остальных, — следовательно, если поменять правила игры, то большинство может перейти к другим участникам. Есть за что подраться. Кроме того, драки становятся вероятнее при обсуждении значимых вопросов, в которых мнение парламента имеет значение, — тоже понятно, зачем отважно жертвовать затылком в дискуссии, исход которой от тебя никак не зависит. Меж тем драка в зале — совсем не самое дурное, что может произойти в парламенте. Хуже, когда дерутся под окнами избиратели, а депутаты в зале поют хором. Первая добродетель депутата — не скромность и вежливость, не примерная бедность и даже не регулярное посещение заседаний. Более того, депутат не обязан быть и юридически грамотным или активно производить проекты законов. В учебнике по конституционному праву вы чаще всего прочитаете, что у парламента две функции — законодательная и представительная. На самом деле функция одна — представительная, а законодательная — производная от нее. Депутат должен быть избранным, остальное приложится. Как только его осеняет священный нимб народного представительства, ему дается и неприкосновенность от уголовного преследования — смысл неприкосновенности именно в том, что депутат на время исполнения своих обязанностей не ответственен ни перед кем, кроме избирателя. Соответственно, ограничения свобод депутатов нарушают не их права, а права избирателей. Весь фокус общественного и правоохранительного внимания должен быть направлен не на то, как ведет себя член парламента после избрания, а на обстоятельства его избрания: не получил ли он мандат на ложных основаниях, не пользовался ли административным ресурсом, незадекларированными деньгами, несправедливыми медийными преимуществами. Вновь открывшиеся обстоятельства нарушений во время кампании должны быть поводом для аннулирования мандата, а не «незадекларированный садовый домик» или драка за микрофон. Собственно, избыточное внимание к депутатским декларациям и депутатскому поведению есть бессознательная попытка компенсировать возможный недостаток легитимности. Кто каким методом избрался, обсуждать запрещено — тут используется логика «проехали, что старое ворошить». Зато эти сомнительным способом полученные мандаты становятся уязвимы с другой стороны — из-за ошибок в декларации или «демонстративного ухода из зала». Меж тем первичные этические обязательства депутата — это обязательство быть представителем тех, кто его на самом деле избирал. Автор — доцент Института общественных наук РАНХиГС

Этический стандарт депутата
© Известия