Взыскание не выбивается из тренда

Ряды криминальных коллекторов покидают только мелкие хулиганы За 2016 год число жалоб на взыскателей долгов выросло на 37%, превысив 4 тыс. Доля действий с криминальной составляющей при этом снизилась почти вдвое. Однако о решении проблемы речь не идет: прекращена деятельность мелких хулиганов, но не серьезных группировок -- называть их вслух опасаются даже коллеги. О росте числа жалоб на коллекторов свидетельствует итоговая годовая статистика Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА, объединяет коллекторов, обрабатывающих более 90% объемов задолженности на рынке аутсорсинга). По данным ассоциации, в 2016 году к ним поступило около 4,1 тыс. обращений граждан, что почти на 37% больше, чем в 2015 году. Более 75% обращений были успешно урегулированы. В НАПКА уверяют, что рост числа обращений связан "не с количеством нарушений, а с общественным резонансом темы коллекторской деятельности". Наибольшее количество жалоб пришлось на март, когда законопроект о коллекторах (230-ФЗ) был внесен в Госдуму, июль, месяц принятия закона, и перед вступлением закона в силу (ноябрь--декабрь). В то же время количество обращений, относящихся к категории тяжелых жалоб (с криминальной составляющей: на грубое общение, угрозы жизни и здоровью, порчу имущества и т. д.), снизилось с 31% до 17% и составило около 700 штук. Из них 11% -- это подтвержденные факты нарушений, в 6% случаев нарушений выявлено не было, но заемщик настаивал на их наличии (категория "психологический дискомфорт"). Около 200 обращений были переданы в Генпрокуратуру и ЦБ. По словам гендиректора НАПКА Бориса Воронина, в прокуратуру в 2016 году ассоциация обращалась один раз в три-четыре месяца, прилагая 20-25 жалоб, обращения пересылались либо в МВД, либо в местную прокуратуру. "Но чаще всего мы получаем отписку о том, что организация не найдена",-- утверждает господин Воронин. От ЦБ помощи ждать и вовсе не приходится. "В Банк России мы написали не менее трех писем, к каждому было приложено по 15-20 обращений,-- отмечает он.-- Ни в одном случае ответа не получили". Серьезных хулиганов, на которых поступают жалобы, единицы, но избавиться от них не удается, указывают в НАПКА. "Если у компании, которая позволяет себе некорректное поведение, хорошие связи, мы получаем в ответ на обращения отписку о том, что эта организация лишь выдает займы, но не занимается взысканием,-- поясняет Борис Воронин.-- Хотя это нереальная ситуация. Крупных хулиганов, на которых регулярно жаловались за год (60% жалоб), всего два "куста": МФО и коллекторские агентства при них". Названий эксперт не раскрывает, зато уточняет, что эти организации ведут "прицельное запугивание" -- есть шаблоны в информационных системах с матом и угрозами, куда просто подставляют ФИО должника, это принципиальное ведение бизнеса. "Если эти два "куста" ликвидировать, то на 80% борьба за чистоту на коллекторском рынке будет выиграна",-- заключает он. Борис Воронин надеется, что ситуация может измениться в этом году с появлением у коллекторов нового регулятора -- Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая уже приступила к надзору за рынком (см. "Ъ" от 7 февраля). Правозащитники тоже надеются на ФССП. "Угроза исключения из реестра ФССП заставит крупные агентства обращать более пристальное внимание на работу своих сотрудников. Мнение, что основные игроки всегда работают в рамках правового поля, ошибочно, у них тоже были административные дела, просто PR-службы делают все, чтобы это не было доведено до внимания общественности",-- отмечает глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Впрочем, в полное искоренение хулиганов правозащитники не верят. "Конечно, ждать сокращения тяжелых жалоб до нуля не нужно,-- говорит руководитель банковской секции общероссийской организации потребителей "Финпотребсоюз" Михаил Беляев.-- Там, где есть деньги, всегда есть преступления". Сами коллекторы отмечают, что принятие закона и введение надзора со стороны ФССП уже дают результаты. По словам президента группы ФАСП Александра Морозова, в преддверии принятия закона агентства начали "приличнее себя вести", понимая, что в скором времени регулятор будет применять к ним серьезные меры воздействия. Член совета директоров "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева уверена, что ФССП может заставить взыскателей, применяющих слишком жесткие меры, работать в соответствии с нормами закона. Светлана Самусева, Ксения Дементьева

Взыскание не выбивается из тренда
© Коммерсант