России впервые нечего экспортировать
Сегодня духовный экспорт из России впервые за два столетия полностью сошел на нет. Ни художественных ценностей мирового значения, ни политических идей, интересных для любознательной зарубежной публики, не «производит» ныне Россия. Нет, речь не об экспорте нефти, газа и СПГ, не о боевых истребителях и системах ПРО, даже не о стиральных машинах, которых в прошлом году Россия, оказывается, отправила за рубеж миллион штук. Разговор – об экспорте духовных ценностей. В XIX веке Россия в больших количествах вывозила такие непрезентабельные товары, как пенька и лен, но в то же время активно экспортировала в Европу великую русскую литературу – в столь гигантских масштабах, что ее «запасы» не исчерпаны в зарубежном мире по сей день. Аналогичная картина сложилась в первой четверти XX века, когда Россия в громадном «объеме» экспортировала на Запад художественный авангард. Все тогдашние новшества искусства – от футуризма до декадентства и прочих литературно-изобразительных изысков – родом из России, которая в те времена была мощным генератором духовных ценностей, независимо от числа их поборников или противников. Многие последующие достижения западного искусства, будь то Сальвадор Дали или даже Пикассо, в той или иной мере взросли на дрожжах русского художественного авангарда, раскрепостившего мировую живопись. А уж о всемирном экспорте системы Станиславского и говорить нечего. Не отступили от этой традиции и сталинские годы, хотя на сей раз экспортные духовные ценности резко политизировались, приняв форму привлекательных для человечества, хотя извращенных при практическом применении, идей социального равенства. На основе советских «наработок» и их пропагандистской раскрутки приобрели большое влияние западные компартии. Этот период длился до развенчания культа личности Сталина. Последующая четверть века прошла в хрущевско-брежневской борьбе за всемирное торжество социализма. И как бы ни относиться к той международной деятельности, дотируемой за счет советского народа, как бы ни иронизировать над ней и как бы ни осуждать, – тем не менее, глядя из сегодняшнего дня, надо признать, что она тоже носила идеологический, а значит, духовный характер. Пусть в извращенном виде, СССР как наследник царской России продолжал генерировать идеи, которые гулким эхом отзывались во всем мире. А что сейчас? Сегодня духовный экспорт из России впервые за два столетия полностью сошел на нет. Ни ветерка, ни дуновения! Ни художественных ценностей мирового значения, ни политических идей, интересных для любознательной зарубежной публики, не «производит» ныне Россия. Сам по себе этот отказ от украшавшей Россию традиции духовных исканий служит суровым историческим упреком и «демократам» 90-х и нынешней власти. В торопливой гонке к политическим и экономическим переменам они пренебреглироссийским духовным потенциалом и обрекли страну на временное бездуховно-потребительское бытие, чтонесомненно обернется серьезным ущербом для их исторической репутации. Впрочем, их вина еще горше. Россия не только перестала быть генератором и экспортером духовных ценностей, но превратилась в их жадного импортера. Да, в прошлые времена, всегда оставаясь страной высокой культуры, будь то царский или советский периоды, Россия тоже импортировала зарубежные образцы искусства. Но – лучшие! Живопись импрессионистов, великая французская литература становились достоянием гражданского общества, позволяя идти вровень с мировым художественным прогрессом, искать согласия между европейской культурой и российской самобытностью. Но в приснопамятные 90-е новая Россия импортировала, «закачала» в себя столько низкопробного поп-культурного хлама, что не может очухаться, прийти в себя от этого ядовитого, хмельного «боярышника» по сей день. А власть не обращает на это внимания. Все отравители духовных колодцев, которые топтали нашу культуру в 90-е годы, – все они по-прежнему на своих постах, исподволь, тайно и изощренно противясь духовному возрождению. Конечно, и сегодня Россия импортирует лучшие достижения мирового искусства, о чем свидетельствуют замечательные выставки в картинных галереях и огромный общественный интерес к ним. И все же в целом сознание россиян задавили телевизионные шоу, жуткая попса, словно окурки, подобранная на панели западной поп-культуры. Сорняк возобладал над культурными посевами. Как не вспомнить Блока: «В сердцах, восторженных когда-то, есть роковая пустота». О падении до нуля традиционного духовного российского экспорта, о замене его бездуховным импортом почему-то не принято говорить в тех сферах, где решаются вопросы российского развития. Умы государственных деятелей полностью поглощены думами о тоннах нефти и кубометрах газа, о суммах экспортной выручки и инвестициях. Но почему одно должно заменять другое? Почему сегодняшнее, сиюминутное полностью вышибло из сознания власти предержащих заботы о вечном, духовном и духоподъемном? История по всей строгости предъявит счет всем этим эффективным менеджерам типа Чубайса и Грефа, которые остановили духовное развитие страны, не сумев создать что-то привлекательное в новой посткоммунистической России – пусть на свой, радикально-либеральный манер. И намеренно импортировали к нам болезнетворные бациллы. Нет сомнений, что Россия, переболев этой заразой, вновь вернется к своему предназначению и удивит мир очередными духовными достижениями. Она уже начинает постепенно пробуждаться, становясь главным и привлекательным мировым центром православия и традиционного ислама. Но в целом наша эпоха войдет в отечественную историю как период бездуховности, что – нелишне повторить – неизбежно отразится на историческом образе ее сегодняшних государственных мужей. Анатолий Салуцкий, первый заместитель Председателя правления «Российского фонда мира»