Войти в почту

Илья Рогачев: борьба с терроризмом не должна быть заложницей амбиций

Высказывания избранного президента США Дональда Трампа и кандидатов на ключевые посты в его администрации о налаживании сотрудничества с Россией в сфере борьбы с терроризмом внушают, с одной стороны, осторожный оптимизм, с другой — содержат множество расхождений, которые пока не позволяют сделать однозначных выводов относительно ожидаемой политики Вашингтона. О перспективах антитеррористического сотрудничества России и США, а также об усилиях Москвы по выявлению спонсоров террористов рассказал в интервью ТАСС директор Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Илья Рогачев. — Как вы могли бы прокомментировать перспективы налаживания сотрудничества с новой американской администрацией в борьбе с терроризмом с учетом высказываний избранного президента США и членов его команды? — США и Россия являются, если хотите, естественными партнерами в решении глобальных проблем современности, включая разнообразные так называемые новые вызовы и угрозы, из которых международный терроризм находится в фокусе общественного внимания. От объединения усилий наших двух стран, от того, насколько они будут эффективными и взаимодополняющими, зависит слишком многое. Поэтому нам просто необходимо искать и находить возможности для преодоления существующих политических разногласий в интересах координации действий на треке антитеррора. Делать это будет непросто. Продолжительный период существенного охлаждения двусторонних отношений, как вы понимаете, не может закончиться в одночасье. В этом смысле заявления избранного президента США Дональда Трампа, в частности, о готовности к широкому международному сотрудничеству, в том числе с Россией, по борьбе с ИГИЛ (прежнее сокращенное название запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство". — Прим. ТАСС) внушают осторожный оптимизм. При этом, видимо, не стоит испытывать иллюзий по поводу разрекламированной некоторыми СМИ "пророссийской ориентированности" будущего главы Белого дома и его команды. Трампа избрал американский народ, и все его действия будут направлены, конечно, на реализацию интересов США, а не России. Для нас важно, чтобы при новой администрации российско-американское антитеррористическое сотрудничество развивалось в условиях конструктивного диалога, а не было заложником незрелых политических и идеологических амбиций. Вместе с тем высказывания кандидатов на руководящие должности в будущей администрации США, многие из которых сейчас проходят процедуру утверждения Конгрессом, никакого повода для оптимизма не дают. Насколько то, что они заявляют на слушаниях в Конгрессе, предназначено именно для конгрессменов — "ястребов", для того чтобы пройти процедуру утверждения, и в какой степени отражается реальная будущая политика — вопрос. Во всяком случае, обозреватели находят много расхождений в том, что говорят про отношения в Россией Трамп и члены его команды Предполагаю, что американская политическая система и элита в целом не дадут Трампу, так сказать, "повернуться к России лицом" (если у него действительно есть такое намерение). Да, он один раз преодолел систему, победив на выборах будучи "несистемным" кандидатом в президенты, но станут ли подобные успехи систематическими? В любом случае обеим нашим странам необходимо немало сделать, чтобы наладить встречное движение в русле укрепления международной антитеррористической солидарности и отказа от политизации в сфере борьбы с глобальным злом терроризма, взаимодействовать в области антитеррора без "двойных стандартов" и "скрытых повесток дня". - Каково нынешнее состояние российско-американского диалога в сфере антитеррора, поддерживаются ли соответствующие контакты на официальном уровне? - Даже в условиях "замораживания", как известно, не по нашей инициативе, действовавших и доказавших свою востребованность механизмов антитеррористического сотрудничества контакты с американцами по линии МИД и компетентных российских ведомств как на двусторонней основе, так и по линии международных организаций не прерывались. Наши представители регулярно контактируют в ходе разных мероприятий, обсуждают представляющие взаимный интерес вопросы. Чаще наши взгляды расходятся, хотя иногда получается находить "общий знаменатель". Главное – чтобы участники дискуссий оперировали аргументами, а не вымыслами вперемежку с откровенной клеветой. Тогда и договариваться станет проще. - Осуществляется ли взаимный обмен информацией в целях предотвращения терактов, поиска и поимки террористов? - Я бы переадресовал ваш вопрос коллегам из соответствующих российских ведомств. Могу лишь сказать, что, конечно, полного разрыва контактов на было. Но такая работа давала бы больше результатов при условии выправления перекосов в российско-американском политдиалоге. Прежде всего, со стороны США. Как вы знаете, совсем недавно, в декабре 2016 года администрация внесла в санкционные списки ФСБ России, которая является головным ведомством в нашей стране по вопросам борьбы с терроризмом. Очевидно, что эта ситуация нуждается в тщательном "капитальном ремонте". - Какие усилия предпринимает Россия по выявлению спонсоров террористов и какие механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества являются наиболее эффективными для решения этой задачи? - Мы, в МИД России, и в компетентных ведомствах (головной в этом вопросе – Росфинмониторинг) исходим из того, что эффективная борьба с международным терроризмом возможна лишь при надежном перекрытии всех источников и каналов его финансовой и материально-технической подпитки. На национальном уровне кропотливо ведется работа по идентификации и включению в национальный раздел Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму. Среди них есть те, кто непосредственно финансировал терроризм, осуществлял сбор денежных средств в указанных целях, а также лица, например, действовавшие по указаниям МТО, включая ИГИЛ. Это лишь одно из важнейших направлений. Усилия другого плана предпринимаются на международной арене. Напомню о нескольких "вешках" на длинном пути. В начале 2015 г. Россия инициировала заявление председателя СБ ООН по противодействию получению террористами нефтедоходов, а затем и принятие резолюции СБ 2199, нацеленной на пресечение финансирования террористов за счет нелегальной торговли нефтью и нефтепродуктами, драгоценными металлами и культурными ценностями. 17 декабря 2015 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял подготовленную Россией и США резолюцию 2253 по борьбе с деятельностью и финансированием ИГИЛ, "Джебхат ан-Нусры" и связанных с ними террористических организаций. Соавторами резолюции стали 68 государств. Это наглядно свидетельствует о широком понимании характера современных террористических вызовов, исходящих прежде всего от ИГИЛ, которую после кровавых событий в Париже в ноябре 2015 г. СБ ООН квалифицировал в резолюции 2249 в качестве "глобальной и беспрецедентной угрозы международному миру и безопасности". Сегодня ИГИЛ остается наиболее серьезным террористическим вызовом, в том числе в контексте выявления и блокирования источников его финансирования. Основную задачу видим в налаживании международного сотрудничества как на политическом, так и "оперативном" уровне. Взаимодействие с партнерами осуществляется на двусторонней основе и в рамках профильных международных организаций. Россия активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и региональных групп, созданных по ее модели – Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) и Азиатско-Тихоокеанской группы по противодействию отмыванию денег (АТГ). - Вы упомянули ФАТФ. Насколько успешно развивается наше сотрудничество с этой организацией? - В октябре 2016 г. по инициативе России в универсальные стандарты ФАТФ в сфере противодействия финансированию терроризму были внесены изменения, направленные на финансово-экономическое блокирование ИГИЛ, "Джебхат ан-Нусры" и иных связанных с ними тергруппировок. Удалось продвинуть формулировки о запрете на любую торговлю с террористами, в том числе нефтью и другими природными ресурсами. Объективно это будет способствовать всеобъемлющему выполнению резолюций СБ ООН 2199 и 2253, поскольку в отношении государств, нарушающих данные обязывающие решения Совета Безопасности, ФАТФ теперь может применять жесткие меры, вплоть до внесения их в свои "черный" и "серый" списки. Мы также добились, чтобы в ФАТФ была продолжена системная работа по выявлению новых источников финансирования ИГИЛ и трижды в год обновлялась соответствующая информация. Есть первые результаты. Так, поступили данные о финансировании ИГИЛ за счет продажи человеческих органов, доходов от рыбоводческих хозяйств в Ираке и строительных компаний в Германии. Прозвучали сведения о попытках ИГИЛ инвестировать средства в недвижимость в Европе, США и Турции. Считаем, что подобная информация заслуживает внимательного анализа и консолидации усилий наших партнеров с тем, чтобы своевременно перекрывать новые каналы финансовой подпитки ИГИЛ. Россия последовательно выступает за тесное взаимодействие ФАТФ с ООН, а также с "Группой двадцати", которая утверждает мандат ФАТФ и ставит перед ней первоочередные задачи. Исходим из необходимости добросовестного выполнения всех решений ООН, ФАТФ и "двадцатки", направленных на ликвидацию финансовых опор МТО. Беседовал Юрий Козлов

Илья Рогачев: борьба с терроризмом не должна быть заложницей амбиций
© ТАСС