Войти в почту

Справится ли Трамп с лоббистами Пентагона и спецслужб в Конгрессе США

Владимир Лепехин В минувшие выходные Владимир Путин, выступая в эфире программы "Итоги недели" на НТВ, отметил, что избранный в США президент Дональд Трамп достаточно быстро осознает новый уровень ответственности, которая лежит на нем в качестве главы государства. "Мы исходим из того, что он будет действовать именно из этих позиций", — отметил президент России. rightМежду тем, в американском истеблишменте немало сил, стремящихся сохранить модель отношения к России как к главной угрозе для США. В частности, в пятницу палатой представителей Конгресса было принято решение, касающееся финансирования Минобороны, но с пролонгацией запрета на военное сотрудничество с Россией. А за день до этого Конгресс разбирался с тайным влиянием РФ на США. Что стоит за этими решениями, и расходятся ли они с той линией, которую намерен проводить в отношении России Дональд Трамп? Что собираются создать сенаторы и зачем rightЕще 1 ноября 2016 года группа американских сенаторов призвала президента Барака Обаму рассекретить информацию, которая, по мнению официального Вашингтона, подтверждает взаимосвязь между действиями российских властей и выборами в США. "Мы считаем, что дополнительная информация, касающаяся российского правительства и выборов в США, должна быть рассекречена и опубликована", — говорилось в открытом письме, которое подписали семь сенаторов-демократов из спецкомитета по разведке и независимый сенатор Агнус Кинг. Сенатор Агнус Кинг в Вашингтоне. 2016 год Из самого текста письма видно, что инициатива сенаторов вряд ли была направлена только на поддержку избирательного штаба Хиллари Клинтон, запустившего в СМИ утку о российских хакерах и атаках Москвы на серверы Демократической партии и избиркомов. За ней, как я полагаю, кроется еще и определенная озабоченность законодателей реальным положением дел в национальном киберпространстве. rightПисьмо группы сенаторов было проигнорировано Госдепом. Но в минувший четверг законодатели США вновь предприняли действия, направленные на то, чтобы обнаружить гипотетическое влияние России на внутренние американские дела. В отличие от инициативы сенаторов месячной давности, нынешние их действия были восприняты некоторыми российскими экспертами как свидетельство перехода США к новым атакам на Россию, а также — того, что Дональд Трамп намерен продолжить в отношении России ту же политику, что и Обама. Но что произошло на самом деле? Начну с того, что в полномочия спецгруппы, создание которой предполагает принятый Конгрессом законопроект, должно войти не противодействие скрытому влиянию России, а всего лишь выявление подобного влияния. Во-вторых, на этот счет не было решения собственно руководства США (Госдепа или президента): речь идет лишь о законопроекте, принятом Конгрессом и еще не подписанном главой государства. rightПричем, о законопроекте, касающемся финансирования разведывательных ведомств, в который просто внесен пункт о создании названной выше спецгруппы. То есть пункт о дополнительной статье финансирования американских спецслужб. Аналогичным образом повели себя конгрессмены и в минувшую пятницу, обсуждая бюджет военного ведомства США. Пентагон хочет получить как можно больше денег — неважно, под каким соусом (под предлогом того, например, что Россия до сих пор не отказалась от Крыма, а потому-де представляет угрозу для США). Но это не означает, что Минобороны использует дополнительные средства против России, да еще и направит их, как считают некоторые эксперты, на поставку летального оружия для Украины. Военные США у здания Пентагона Мы видим также, что данный законопроект поддержали не только демократы, но и часть республиканцев. Еще бы они не поддержали, если речь в документе идет об увеличении расходов на разведывательную деятельность, неважно под каким предлогом. Боятся ли сенаторы русских хакеров И все же представим себе, что кто-то в Конгрессе, голосуя за принятие законопроекта по финансированию разведывательных ведомств, имел в виду поддержку, в первую очередь, идеи создания спецгруппы по "выявлению тайного влияния России" на США. И в этом случае нет особых оснований для утверждений о начале нового витка русофобии в Конгрессе, поскольку все достаточно предсказуемо. rightОчевидно, что многие демократы какое-то время будут стремиться к тому, чтобы продолжать линию Обамы-Клинтон на противодействие Трампу и республиканцам, и всеми возможными способами "подтверждать" подлинность откормленной ими информационной утки о влиянии Москвы на выборы в США, в том числе, используя процесс обсуждения в Конгрессе различных законопроектов. Известно также, что некоторые из законодателей из числа соратников Хиллари Клинтон, например, лидер демократов в Сенате США Гарри Рид, а также, не исключено, что и отдельные республиканцы, похоже, давно и всерьез заражены русофобией. И где ей еще проявиться, если не в парламенте. Впрочем, наличие всех названных обстоятельств не исключает того, что некоторые американские политики, включая сенаторов, вне всякого сомнения, опасаются реального усиления влияния России. Причем не столько в США, сколько в мире. В том числе — в тех регионах, которые руководство Госдепа, Пентагона и американских спецслужб считают зоной своих "жизненных интересов". Например, на Ближнем Востоке. Стремление доподлинно знать степень внешнеполитического влияния России в мире (а не просто полагаться на сказки от Госдепа), а также предпринимать усилия, направленные на противодействие укрепляющей свой международный авторитет России — вполне естественный и нормальный мотив, за которым нет, с моей точки зрения, серьезных намерений ужесточить политику США по отношению к Москве. Перспективы двусторонних отношений rightПолагаю, что принятие названного законопроекта, даже если Трамп подпишет его в нынешнем виде, вряд ли всерьез ухудшит отношения России и США. С моей точки зрения, к любым внешнеполитическим инициативам тех или иных американских структур с момента занятия Трампом Белого дома следует относиться всерьез только в том случае, если к ним будет иметь прямое отношение сам избранный президент. Не Конгресс, не Пентагон и даже не спецслужбы будут определять в ближайшие годы характер двусторонних отношений России и США. Полагаю, что Трамп и Путин будут договариваться по принципиальным внешнеполитическим вопросам напрямую, без посредников, даже если таковыми пожелают стать представители законодательной власти. rightСловом, сенсации нужно искать не там, где отдельные политики-банкроты или же сенаторы-популисты стремятся любой ценой ухудшить и без того непростые отношения между двумя державами, но там, где будут приниматься принципиально новые решения (в том числе и с участием России), меняющие мировой порядок. Украинским и другим ориентированным на США и Запад политикам постсоветского пространства уже скоро придется стать трампистами. Базовый тренд развития ситуаций на Украине, в странах Балтии, в Грузии и прочих проблемных для России территорий таков, что стратегической и принципиальной помощи правящим режимам в этих странах (а особенно нацистскому режиму в Киеве) со стороны США не будет. Избранный президент США Дональд Трамп и возможный шеф Пентагона Джеймс Маттис. 2 декабря 2016 А перед тем же Пентагоном, как я полагаю, будут поставлены принципиально новые задачи: right— сокращение расточительного числа американских военных баз; — сокращение и модернизации Вооруженных сил США, в том числе — избавление их от функции мирового жандарма; — реорганизация НАТО, также направленная на сокращение воинских подразделений на восточном направлении. Именно под эти задачи, а не под "борьбу с российской агрессией", как утверждают отдельные интерпретаторы, и были выделены в минувшую пятницу дополнительные 4,3 млрд долларов США. Сможет ли Госдеп решить названные выше задачи? Сможет ли Трамп справиться с лоббистами силовых ведомств? Полагаю, что именно на этот вопрос следует впредь обращать главное внимание.