Чего это стоило
Избирательные комиссии 18 сентября поощрили ответственных граждан подарками: на Дальнем Востоке раздавали бутерброды с красной икрой, а в Воронежской области первый проголосовавший получил бутылку водки. Молодежи, как и в предыдущие годы, предложили выиграть гаджеты на конкурсах селфи. «Лента.ру» проследила, чем избиркомы завлекали на участки голосующих и как пытались купить голоса избирателей кандидаты. В селе Александровка Воронежской области избирателю, который первым проголосовал на участке, вручили бутылку водки. Председатель избирательной комиссии участка настаивала, что это никакой не подкуп: подарки — традиция избиркома. К тому же избиратель заслужил: пришел на участок аж в 7:45 утра. Избиркомы имеют право одаривать голосующих совершенно законно. Более того, приобретение подарков должно пройти стандартную процедуру госзакупок — соответственно, все данные об их стоимости находятся в открытом доступе. Но были случаи, когда сотрудников комиссий все же ловили на подкупе, причем все той же водкой: в августе была приговорена к году исправительных работ жительница Смоленской области, член избиркома на выборах депутатов Каснянского сельского поселения. В сентябре 2015 года она убедила двух граждан досрочно проголосовать за определенных кандидатов за бутылку водки. Пойманным на подкупе подарком дороже 100 рублей грозит административная и даже уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы. Случай подкупа избирателей предположительно кандидатом был зафиксирован в воскресенье в Новосибирске. Правоохранительные органы установили, что пять человек получили по три литра пива. Однако в итоге выяснилось, что они получили пиво просто так, ни за кого не проголосовав. Кто был благодетелем — осталось неизвестным. Традиционно рядом с избирательными участками открываются ярмарки с продуктами местных производителей по сниженным ценам. В башкирском Стерлитамаке, например, граждан завлекали выставкой хлебобулочных изделий, а в столице Ингушетии — скидками на баранину. На некоторых избирательных участках россиянам раздавали угощения безвозмездно. Буфету около участка в Сахалинской области позавидовали бы жители центральной России: там бесплатно можно было отхватить бутерброд с красной икрой. Сладости достались в основном детям и впервые голосующим. В московском районе Бирюлево детям, которые «привели родителей» на участки, давали шоколадки. Были и эпизоды незаконной раздачи «хлеба насущного». В Астраханской области полиция разбирается с жалобами на подкуп избирателей колбасой. По словам представителя облизбиркома, местная жительница предъявила целый мешок колбасы, который якобы дал ей за голос один из кандидатов. В прошлые предвыборные кампании был особенно популярен подкуп овощами. В этом году в ход пошла бакалея: одного из кандидатов в Нижнем Новгороде поймали на агитации при продаже сахара по сниженной цене. По данным СМИ, претендент на место в Госдуме от Тверской области Вадим Дешевкин («Родина»), гендиректор пивоварни «Афанасий», обещал обеспечить избирателей собственной продукцией по спецценам. Кроме того, в его предвыборных листовках были предложения и об устройстве на работу: на агитационных материалах даже указали номер кадрового отдела пивоварни. В нижегородском Дзержинске группа агитаторов от имени одного из кандидатов в Госдуму обошлась без изысков и просто выдавала избирателям по 500 рублей, собирая у них паспортные данные. Агитаторов в итоге задержала полиция. Некоторые избирательные комиссии, в отличие от кандидатов, предлагали избирателям самим выбирать, какой подарок получить за участие в голосовании. В Ямало-Ненецком автономном округе объявили творческий конкурс селфи «Я выбираю Ямал», победителям которого пообещали до четырех тысяч рублей. На конкурсах селфи, которые в ходу в последние пару лет, анонсированы довольно дорогие призы — айфоны, фотоаппараты и другие гаджеты. Например, ростовский избирком решил повторить прошлогодний опыт и пообещал смарт-часы автору фото с избирательного участка, который наберет наибольшее число лайков и комментариев, другим участникам акции — штативы для селфи. В Самарской области пригласили к участию в селфи-конкурсе не только студентов, но и семьи, а подарками должны стать две туристические поездки в Москву, игровая приставка Xbox One, гироскутер и билеты в аквапарк. Избирателей из года в год завлекают на участки не только хлебом, но и зрелищами. Концерты с участием звезд, конкурсы и другие мероприятия традиционно сопровождают волеизлияние россиян. Например, 150 тысяч жителей Татарстана после единого дня голосования пошли на концерт с участием Сергея Лазарева и Игоря Николаева. А в прошлом году избиратели республики послушали выступление певицы Елки и группы «Любэ». В Ульяновской области 18 сентября выступил певец Егор Крид, в Нижнем Тагиле — группа «Город 312». Развлечениями избиркомы повышают явку, а кандидаты порой пытаются перетянуть голоса на свою сторону. Раздача билетов на массовые мероприятия избирателям стала поводом для обращения в суд в Петербурге: кандидаты в депутаты Госдумы от ПАРНАС Наталья Грязневич и Наталья Грэйс от «Справедливой России» требовали отменить регистрацию одного из конкурентов, который якобы бесплатно раздавал билеты на мюзиклы, цирковые выступления и другие мероприятия. Суд, однако, жалобу отклонил. Омские коммунисты в конце августа обвиняли оппонентов в подкупе сельских избирателей утятами и цыплятами — мало того что хилыми, так еще и на глазах представителя ОБСЕ. По данным партии, за молодняком птицы выстроилась целая очередь. В ответ им пояснили, что акция проводилась и ранее, до предвыборной кампании, и не имеет никакого отношения к агитации. По данным региональных СМИ, цыплят действительно выдавали в рамках благотворительного проекта еще в прошлом году. В 1990-е, рассказывали очевидцы, пиарщики запустили «людей с физиономиями попротокольнее» проводить перепись кур у населения, а после распространили слух, что кандидат-оппонент планирует ввести налог на кур. Симпатий к кандидату поубавилось. На нужды села, кстати, кандидаты ориентируются и в соседней Украине: на Херсонщине минувшим летом был выявлен случай подкупа избирателей вилами; в другом регионе избирателям предлагали сэкономить на бытовых расходах, раздавая энергосберегающие лампочки. В преддверии выборов кандидаты агитировали и среди совсем юного поколения россиян, рассчитывая заполучить симпатии их родителей. После Дня знаний в избиркомы и суды посыпались жалобы на подкуп избирателей во время школьных линеек. Так, 1 сентября в Санкт-Петербурге детям и их родителям якобы раздавали шарики с агитационными надписями. Городской суд отклонил жалобу, посчитав фотографии со школьной линейки недостаточным доказательством. В Гусь-Хрустальном Владимирской области школьников снабдили светоотражающими браслетами с надписями «Мы одна команда», «Будь лидером» и именем дарителя — кандидата в депутаты Госдумы. В Челябинской области подарочные наборы были солиднее. Мать одного из из школьников пожаловалась на подкуп в областной избирком: по ее словам, учащимся пытались вручить пакеты со сборниками стихов (их авторство не уточняется), дневниками и прописями. Жалоба пока единичная — другие родители, похоже, оценили щедрость и предусмотрительность кандидата.