Новые атомные ледоколы помогут обеспечить лидерство России в Арктике
Предстоящий в четверг на Балтийском заводе спуск на воду нового, самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 станет важным этапом проекта по строительству в России новых атомоходов, которые необходимы для обеспечения лидерства РФ в освоении арктических территорий. Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Длина судна составит 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 метров. Они будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По мнению специалистов, создание и развитие в СССР, а затем в России единственного в мире атомного ледокольного флота было необходимым и стратегически оправдавшимся решением.
Первый атомоход
История отечественного атомного ледокольного флота ведет свой отсчет с декабря 1959 года, когда началась эксплуатация его "родоначальника" — атомохода "Ленин". Тот корабль совершил настоящую революцию в судостроении, став как первым в мире надводным судном с атомно-энергетической установкой, так и первым в мире гражданским атомным ледоколом. Над его созданием трудились лучшие в стране ученые, инженеры, рабочие. Чтобы построить "Ленин", было задействовано 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 200 промышленных предприятий. Руководил этой огромной работой прославленный атомщик академик Анатолий Александров, "отец" первой советской атомной подводной лодки. Ледокол "Ленин" сочетал в себе все последние достижения советской научной мысли, при его сооружении была использована новая, особо прочная корпусная сталь, применены новые виды полуавтоматической и автоматической резки и сварки. Одним из оригинальных технических решений ледокола "Ленин" стала дифферентная система. Дизельные ледоколы нередко застревали во льдах, не только носом или кормой, но и бортами, чтобы избежать такой опасности, на "Ленине" были установлены специальные балластные цистерны, если льды зажимали судно, вода перекачивалась с одного борта на другой. Новый ледокол последовательно кренился, раздвигал и ломал лед. Подобная система была на носу и на корме, то есть при необходимости судно могло увеличивать давление на лед и по ходу движения корабля. Дизельные ледоколы могли находиться в автономном плавании не более 30–40 дней, кончалось горючее, это притом, что почти треть судна загружалась топливом, у "Ленина" такой проблемы не было, автономность атомохода ограничивалась только запасами продовольствия. С началом работы этого корабля значительно продлилась навигация на Северном морском пути, раньше она ограничивалась коротким летним периодом.
Второе поколение
Атомоход "Ленин" не стал серийным, но опыт, полученный за годы его эксплуатации, воплотился в ледоколах второго поколения — кораблях проекта 10520. Головной корабль этого проекта "Арктика" был спущен на воду в конце 1972 года. Всего было построено шесть атомоходов этого класса — "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы". Кроме того, были созданы два атомохода класса "Таймыр", корабли типа "река-море" — собственно "Таймыр" и "Вайгач". Сейчас эксплуатируются четыре корабля — "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр", "Вайгач". Они принадлежат предприятию госкорпорации "Росатом" "Атомфлот". Помимо них, в состав российского атомного ледокольного флота входит уникальное судно — атомный лихтеровоз "Севморпуть".
Рекорды атомных гигантов
Экипажами атомных ледоколов вписано немало ярких страниц в историю отечественного флота. Так, впервые, в 1961 году, дрейфующая полярная станция "Северный полюс-10" была высажена на лед с ледокола "Ленин" и обустроена при активном участии его экипажа. В 1971 году "Ленин" совместно с ледоколом "Владивосток" осуществил высокоширотное сквозное плавание из Мурманска в восточный район Арктики. В 1976 году экипаж атомохода "Ленин" осуществил сверхранний по тому времени рейс, обеспечив доставку теплоходом "Павел Пономарев" 4 тысяч тонн грузов для газовиков полуострова Ямал. Первый Ямальский экспериментальный — такое название закрепилось в истории за этим рейсом. Благодаря усилиям моряков-атомоходцев в 1978 году навигация в Западном районе Арктики стала круглогодичной. Самое выдающееся достижение в истории атомного ледокольного флота принадлежит экипажу атомохода "Арктика". 17 августа 1977 года он впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в свободном ледовом плавании. Экипажу "Арктики" в 1983 году удалось предотвратить тяжелые последствия аномально сложной навигации в Восточном районе Севморпути, благодаря чему были не только спасены замерзавшие суда и их экипажи, но и своевременно доставлены на побережье заявленные грузы. В истории атомохода "Сибирь" были два выдающихся рейса. В 1978 году ледокол осуществил проводку теплохода "Капитан Мышевский" в транзитном плавании по всей трассе Севморпути с запада на восток. В 1987 году экипаж атомохода не только достиг вершины Земли — Северного полюса, но и снял со льдины состав научной станции СП-27 и обеспечил открытие новой станции СП-29. Экипаж атомохода "Россия" первым совершил в 1990 году рейс с туристами на Северный полюс. В дальнейшем такие рейсы стали регулярными в течение летнего сезона и осуществлялись на атомоходах "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы". Кроме того, атомоходам "Россия" и "Ямал" выпала ответственная, совместная миссия по обеспечению вывода изо льдов караванов судов, попавших в ледовую западню в 1994 году (тогда во многом повторилась ситуация в Арктике, аналогичная условиям, сложившимся в 1983 году). К числу сложнейших рейсов можно отнести и проводку атомоходом "Советский Союз" танкера "Уйкку" из Мурманска в Певек с нефтепродуктами для замерзавших жителей восточной Арктики в ноябре-декабре 1998 года.
Новые ледоколы России
Помимо головного универсального атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", идет строительство серийного ледокола этого проекта "Сибирь", а осенью нынешнего года на Балтзаводе будет заложен еще один аналогичный корабль — атомоход "Урал". Но не только эти корабли пополнят атомный ледокольный флот РФ. В 2015 году был выполнен эскизный проект нового российского атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Северному морскому пути. Сейчас рассматривается вопрос разработки технического проекта корабля. Кроме того, идет разработка не имеющего аналогов многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Планируется, что это будет судно с универсальным оснащением, которое окажется незаменимым для обеспечения работ на шельфе. Так, это может быть как ледокол-снабженец, предназначенный для обслуживания буровых платформ, так и ледокол для работы с подводными добычными комплексами — в таком случае в нем будут размещены, в частности, обитаемые или необитаемые подводные погружные аппараты. Наконец, это может быть ледокол для стимулирования добычи нефти и даже сейсморазведочный корабль.