Путин и Олланд заявили о важности создания широкой коалиции против ИГ
Москва и Париж договорились, что будут совместно бороться с общими угрозами, и призвали партнеров усилить координацию в противостоянии «Исламскому государству» в Сирии. Таков итог почти трехчасовых переговоров лидеров РФ и Франции Владимира Путина и Франсуа Олланда, которые прошли в четверг вечером в Москве. Одной из главных тем встречи стала также ситуация со сбитым турецкими ВС российским бомбардировщиком Су-24: стороны заявили, что нельзя допустить повторения подобных инцидентов. Владимир Путин подчеркнул при этом, что Анкара до сих пор не только не извинилась за содеянное, но и не выразила намерений разобраться в произошедшем. Президенты заявили, что продолжат диалог уже на следующей неделе в Париже, где пройдет климатическая конференция ООН.
Открытый и предметный диалог
Переговоры Путина и Олланда продлились почти три часа, по истечении которых лидеры вышли к микрофонам на итоговой пресс-конференции. Российский президент поблагодарил французского коллегу за «открытый предметный диалог», после чего главы государств заявили о том, что позиции стран сходятся в намерении покарать преступников, совершивших теракты против России и Франции. "Естественно, что первостепенное внимание было уделено вопросам совместной борьбы с международным терроризмом. Варварская атака на российский авиалайнер в небе над Синаем, страшные события в Париже, теракты в Ливане, Нигерии, Мали привели к массовой гибели людей, в том числе сотен граждан России и Франции. Это наша общая трагедия. И мы едины в своем намерении найти и покарать преступников", — сказал Путин. Франсуа Олланд ответил, что российская сторона может рассчитывать на поддержку Франции в расследовании теракта на борту А321 в Египте. При этом он подчеркнул, что Москва и Париж должны действовать «сообща» в борьбе с терроризмом. "Именно в этом смысл нашей встречи в Москве", — сказал Олланд. Он также добавил, что необходимо достичь консенсуса по формированию широкой мировой коалиции для борьбы с терроризмом. «Это — самая главная реалия сегодняшнего мира, то есть широкая коалиция, в которой будет участвовать и Франция», — отметил Олланд. "Я сказал господину Путину, что Франция готова и желает работать рука об руку с Россией для достижения общей цели — борьбы с террористическими группировками и с «Исламским государством» в первую очередь", — добавил французский президент.
Число сторонников широкой коалиции растет
Владимир Путин отметил, что подобные намерения совместных действий — это «конкретный, практический вклад в формирование широкого антитеррористического фронта под эгидой ООН». "Отмечу, что число стран, которые разделяют эту инициативу, растет", — сказал российский лидер. По его словам Россия «с уважением» относится к возглавляемой США коалиции против «Исламского государства» и готова сотрудничать, но считает, что «лучше было бы создать единую, общую коалицию». «Координировать нашу общую работу в этих условиях было бы легче и эффективнее», — добавил российский президент. Он подчеркнул, что если пока партнеры не готовы к такому объединению усилий, Москва может взаимодействовать с коалицией, возглавляемой США. «Но, конечно, инциденты, подобные уничтожению нашего самолета (Су-24) и гибели наших военнослужащих, летчика и морского пехотинца, который пришел на выручку своим боевым товарищам, абсолютно неприемлемы. Мы исходим из того, что это не будет повторяться. Или нам такое взаимодействие ни с кем, ни с какой коалицией, ни с какой стороны не нужно», — сказал Путин. Он добавил, что «именно это и было предметом обстоятельных наших переговоров с президентом Франции». «Мы договорились о том, как мы будем взаимодействовать в ближайшее время, в том числе и в двустороннем формате, и с коалицией в целом, возглавляемой Соединенными Штатами», — сказал президент РФ.
Результаты обмена информацией с США беспокоят, предстоят консультации
Однако детали такого взаимодействия предстоит еще серьезно проработать. Россия уже сейчас обменивается информацией с США по Сирии, однако результаты беспокоят, заявил Путин, комментируя инцидент с Су-24. "Мы обмениваемся информацией, но нас очень беспокоит характер этого обмена и результаты нашей совместной работы. Мы заранее проинформировали наших американских партнеров, где, когда, на каких эшелонах будут работать наши летчики. И именно там в это время мы получили удар. Спрашивается, мы зачем эту информацию передавали. Или они не контролируют, что делают их союзники, или эту информацию раздают направо — налево, не понимая, какие будут последствия", — добавил Путин. По его словам, России предстоит провести с США и партнерами серьезные консультации по поводу обмена информацией по Сирии после трагедии с бомбардировщиком. «Мы, конечно, с нашими партнерами должны будем на этот счет провести достаточно серьезные консультации», — подчеркнул президент РФ. Его французский коллега согласился, что необходимо усилить координацию в Сирии, чтобы «те военные силы, которые присутствуют в регионе, и те самолеты, которые могут наносить удары, не могли входить в воздушное пространство друг друга и не могли сталкиваться, чтобы это не приводило к печальным последствиям».
Обмен информацией по борьбе с ИГ
Франсуа Олланд также заявил, что стороны подчеркнули необходимость нанесения ударов «только по террористам». "Только по ИГИЛ и только по джихадистским группировкам. Главное — не наносить удары по тем силам или по тем группировкам, которые тоже ведут борьбу с терроризмом со своей стороны. Как раз по этому поводу мы будем обмениваться информацией, мы должны определить — кто может бороться, а кто нет, по кому можно бить, а по кому нет", — заявил Олланд. По его словам, он договорился с Путиным «интенсифицировать обмен разведданными и любой информацией» между силами. «Удары по ИГИЛ станут объектом скоординированной работы, чтобы была повышена эффективность этих действий», — сказал Олланд. "Я хотел бы подчеркнуть, что Европа сейчас мобилизует свои силы в этой борьбе с терроризмом. И я попросил, чтобы министры обороны всех европейских стран смогли принять необходимые решения для скоординированных действий. Я разговаривал об этом с (премьер-министром Великобритании Дэвидом) Кэмероном и также обсудил некоторые вопросы с госпожой (канцлером Германии Ангелой) Меркель вчера", — добавил он. После этого российскому лидеру был задан вопрос о том, как повлияет на будущее такой координации размещение Россией в Сирии зенитных ракетных комплексов С-400. Российский лидер ответил, что данные системы ПВО «никак не направлены против партнеров, (вместе) с которыми мы боремся с террористами в Сирии». По его словам, ЗРК ранее не размещались Россией в Сирии, поскольку «никому не приходило в голову, что авиация РФ может быть подвергнута опасности». "Мы исходили из того, что наша авиация работает на высотах, до которых не может дотянуться преступная рука террористов, у них нет соответствующей военной техники, которая способна сбивать самолеты на высоте более 3-4 тысяч метров. Сейчас мы убедились, что это возможно, у нас там люди погибли, и мы обязаны обеспечить безопасность нашей авиации", — сказал российский президент. Он добавил, что Москва при необходимости может использовать истребители прикрытия и «средства радиоэлектронной борьбы» для обеспечения безопасности российских ВКС.
Политический процесс в Сирии
" Эффективная совместная борьба с терроризмом создаст необходимые условия для достижения окончательного и долгосрочного урегулирования внутрисирийского кризиса", — резюмировал российский президент. Он отметил, что условился с французским коллегой «продолжить самую активную совместную работу в рамках международной группы поддержки Сирии, способствовать выполнению всех достигнутых там договоренностей, прежде всего, по срокам и параметрам проведения межсирийских переговоров». Президент Франции согласился, что сейчас есть все необходимые условия для нахождения политического решения кризиса. «Должно быть создано коалиционное правительство, независимое правительство на переходный период; этот переходный период должен привести к принятию новой конституции, к выборам, в которых будут участвовать все политические фракции и группировки, члены диаспоры», — заявил Олланд, добавив, что «конечно же, Асад не может играть никакой роли в будущем этой страны». Владимир Путин ответил, что сейчас «армия президента Асада и он сам являются естественными союзниками в борьбе с терроризмом», а судьба президента Сирии «должна всецело находиться в руках сирийского народа».
Роль Турции
В качестве одной из задач международных усилий по борьбе с терроризмом Франсуа Олланд назвал нанесение ударов по нефтяной инфраструктуре экстремистской группировки «Исламское государство». "Что касается наших дальнейших действий. Нужно бить по ИГИЛ, по центрам подготовки, по тем центрам, где тренируют эту террористическую армию. Но главное — бить по источникам ее финансирования, потому что (это) дает ей жизнь, в первую очередь по нефти", — заявил он. По словам Олланда, сложно придумать более эффективный способ улучшить сотрудничество стран, борющихся с террористами, чем расстрел «тех грузовиков, которые возят нефть, передавая ее в руки в тех, кто берет на себя право покупать ее, давая таким образом ИГИЛ бесконтрольное количество денег». "Мы будем бить и по этим конвоям грузовиков, и по тем нефтеперерабатывающим заводам, где обрабатывают нефть, которая, безусловно, служит основным источником финансового дохода для ИГИЛ", — добавил Олланд. Российский лидер в этой связи отметил, что поставки нефтепродуктов с контролируемой ИГ территории Сирии в промышленных масштабах идут в Турцию. «Именно с этих территорий, а не с каких-либо других. И мы видим с воздуха, куда идут эти машины. Они днем и ночью идут в Турцию», — заявил Путин. "Допускаем, что высшее политическое руководство Турции об этом (о поставках нефти от террористов) ничего не знает. Трудно в это верится, но теоретически это возможно", — сказал Путин. Он добавил, что «это абсолютно не означает, что турецкие власти не должны пресекать нелегальную поставку нефти». "На этот счет есть специальная резолюция Совбеза ООН, запрещающая напрямую покупать нефть у террористов", — подчеркнул Путин. После этого последовал вопрос о том, как российский лидер может прокомментировать слова президента Эрдогана о готовности покинуть пост президента в случае, если в Турцию поступает нефть от ИГ. "По поводу того, уходить президенту Турции или не уходить в отставку, — это абсолютно не наше дело. Это дело турецкого народа. Мы никогда в это не вмешивались и вмешиваться не собираемся", — сказал российский лидер. При этом он выразил сожаление, что «беспрецедентный уровень межгосударственных отношений, который был достигнут с Турцией за последние 10 лет», «бездумно и грубо» разрушается. Президент добавил, что Турция вместо совместной работы во избежание трагедий, как с Су-24, «дает невнятные объяснения и даже извиниться не может». "Очень жаль, что вместо того, чтобы разбираться серьезно, глубоко, работать над тем, чтобы этого никогда не случилось больше, мы слышим такие вот невнятные объяснения и заявления о том, что даже извиниться не за что", — подчеркнул Путин.
Россия и Франция настаивают на выполнении Минских соглашений
Лидеры России и Франции в ходе переговоров обсудили и ход украинского урегулирования — в рамках взаимодействия в «нормандском формате». "Мы не могли обойти вниманием и ситуацию на Украине. Обсудили в этом контексте перспективы взаимодействия в «нормандском формате». Будем и впредь настаивать на реализации всех без исключения положений минских соглашений от 12 февраля", — сказал Путин по итогам переговоров с Олландом в четверг вечером. Франсуа Олланд заявил, что договорился с российским президентом вести обмен информацией по ситуации на востоке Украины. "С господином Путиным мы также договорились о том, что будем вести обмен информацией и конкретными действиям по другим важным вопросам в том, что происходит на востоке Украины", — сказал Олланд и согласился с необходимостью выполнения «абсолютно всех» положений минских соглашений. По итогам встречи лидеры договорились продолжить диалог по всем вопросам уже на следующей неделе — на климатической конференции ООН в Париже.