Служить стало дольше

Минтруд предлагает начать увеличение пенсионного возраста с чиновников Минтруд по апрельскому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева подготовил проект закона о повышении пенсионного возраста для чиновников -- с 60 до 65 лет. Законопроект, "начинающий с себя" повышение в России пенсионного возраста, получился даже более жестким, чем ожидалось. Он не предусматривает переходного периода, не делает различий для мужчин и женщин и на пять лет отодвигает получение чиновниками не только пенсий за выслугу лет и положенных им доплат, но и самой страховой пенсии тем, кто желает продолжать служить родине за канцелярским столом после 60 лет. По оценкам Минтруда, в 2016 году закон непосредственно затронет 5,5 тыс. человек, предполагаемый объем экономии составит всего 90 млн руб.-- ожидаемый политический эффект от акции несравнимо выше бюджетного. Проект Минтруда -- первая попытка законодательного оформления повышения пенсионного возраста для отдельной группы населения. Напомним, в начале этого года тема повышения пенсионного возраста была легализована публичными высказываниями руководства страны, вопрос о перспективах такого повышения был задан Владимиру Путину в ходе его прямой линии, и президент допустил такую возможность в будущем. Подготовка же законопроекта Минтруда началась после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в апреле в Госдуме, предложил чиновникам "начать с себя" обсуждение возможности повышения возраста выхода на пенсию. В итоге для значительной части чиновников законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" отодвигает срок получения двух составляющих выплат. Пенсия за выслугу лет (ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости) будет назначаться всем категориям государственной гражданской службы не с 60, а с 65 лет. Одновременно с этим страховая пенсия по старости муниципальным и федеральным гражданским чиновникам (включая министров, депутатов и сенаторов) будет также назначаться в 65, а не в 60 лет -- при условии, что они занимали должности, "по которым установлен высокий или средний уровень денежного содержания". Как пояснили в ведомстве, в последнем случае речь идет о государственных должностях и должностях субъектов, муниципальных должностях, а также о должностях государственной гражданской службы высшей группы должностей. Судя по тексту документа, покинуть госслужбу в 60 лет и получать лишь стандартную страховую пенсию по старости госслужащий сможет, но продолжать получать ее, оставаясь на госслужбе,-- нет. "Сегодня пенсия за выслугу лет госслужащему устанавливается в любое время после назначения страховой пенсии по старости или инвалидности,-- пояснил глава Минтруда Максим Топилин.-- Теперь же мы прописываем, что возраст, при достижении которого госслужащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до 65 лет". Наконец, в законопроект включены увязанные с повышением пенсионного возраста предложения -- минимальный стаж госслужбы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, предлагается поднять с 15 до 20 лет. Сенаторы и депутаты смогут получать право на доплату по прошествии лишь трех лет работы, а не одного, как сейчас. Предельный возраст пребывания на государственной службе предложено увеличить -- с 60 до 65 лет. "Пенсия по своей правовой природе -- это компенсация утраченного заработка, и ее выплата должна быть связана с его получением. Если заработок не утрачен, осуществление выплаты страховых пенсий формально утрачивает свое прямое назначение, так как замещать в этом случае нечего",-- раскрыл вчера идеологию изменений Максим Топилин. Отметим, политически это крайне необычное заявление: де-факто оно может служить обоснованием для любой схемы невыплаты пенсий и иных пособий работающим пенсионерам, притом что ранее Минтруд сомневался в обоснованности таких мер, обычно предлагаемых не соцблоком Белого дома, а Минфином. В целом же документ не столько предусматривает увеличение пенсионного возраста для узкого сегмента рынка труда (что вполне можно расценивать как дискриминацию по профессиональному признаку), сколько стимулирует госслужащих к отказу от выхода на пенсию в 60 лет -- размеры доплат за выслугу обычно значительнее самой пенсии. Законопроект должен вступить в силу с 2016 года. Как пояснили "Ъ" в Минтруде, по предварительным оценкам, в следующем году изменения непосредственно коснутся 5,5 тыс. госслужащих и 55 сенаторов: после повышения срока выхода на пенсии получать выплаты по новым правилам из них смогут только 13 сенаторов и около 500 чиновников -- по существу, это ничтожная для рынка труда мера. У экспертов есть замечания и к технике реформы, и к ее идеологии. Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин отмечает: "Если рассматривать инициативу Минтруда как пробную модель, то возникает вопрос: зачем повышать пенсионный возраст одномоментно?" Он напоминает, что даже наиболее резкие предложения Минфина предполагали переходный период повышения -- полгода за год. "Создание для чиновников отдельных правил продолжает тенденцию к дифференциации пенсионной системы, когда для разных групп населения создаются различные условия страхования,-- в свою очередь, говорит Оксана Синявская из Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ.-- С этим сейчас сталкиваются многие страны: в большей степени в Латинской Америке, в меньшей -- в Восточной Европе. Везде это создает схожие проблемы: пенсионная система становится непрозрачной как для контролирующего расходы на разные группы государства, так и для понимания самими гражданам своих пенсионных перспектив". Она, впрочем, отмечает, что, предложив увеличить пенсионный возраст для чиновников, правительство пошло на правильный шаг. "Однако для пенсионной системы в целом это мало что даст -- из всех категорий работающих, пенсионный возраст которых нужно было бы реформировать, по численности чиновники являются самой маленькой группой",-- отмечает эксперт. Напомним, правом на ранний выход на пенсию также обладают учителя, врачи, силовики, а также граждане, работающие в районах Крайнего Севера, ряд других категорий. С точки зрения экономии бюджетных средств принятие законопроекта Минтруда несущественно. Из расчетов ведомства следует, что федеральный бюджет на выплате пенсий за выслугу лет и доплате к страховой пенсии чиновникам в 2016 году может сэкономить 91,3 млн руб. При этом необходимо также учитывать и расходы по другой статье -- на оплату труда тех, кто вместо пенсии все же продолжит работать. "У нас нет конкретной информации по этой группе граждан, однако около половины россиян в целом сейчас склонны продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. В случае с чиновниками, для которых из-за значительного пенсионного обеспечения выработка стажа важна, эта доля, скорее всего, будет даже больше",-- заключает Оксана Синявская. Анастасия Мануйлова

Законопроект о пенсионном возрасте получился жестче, чем ожидалось
© Коммерсантъ