Добрынин: для американцев Царнаев - зло, которое нужно покарать
Смертный приговор в США Джохару Царнаеву, обвиняемому в атаке на участников Бостонского марафона в 2013 году, понятен и объясним, американцы воспринимают Царнаева как абсолютное зло, которое нужно покарать, считает зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Константин Добрынин. Царнаев обвинялся в совершении атак на участников Бостонского марафона в апреле 2013 года. Жертвами злоумышленника стали три человека, более 260 получили ранения. Гособвинение настаивало на смертной казни, адвокаты пытались получить для своего подзащитного пожизненное заключение. В пятницу жюри присяжных в США приговорило Царнаева к смертной казни по 6 из 17 предусматривающих высшую меру наказания статьям обвинения. Коллегия из 12 присяжных, в числе которых семь женщин и пятеро мужчин, также признала Царнаева виновным в убийстве полицейского. Американские эксперты считают, что ожидание исполнения казни Царнаева может занять годы. В настоящее время в США 62 человека ожидают исполнения смертного приговора. С 1988 года федеральные власти осуществили лишь три казни, самая быстрая из них произошла спустя четыре года после оглашения приговора. "При том, что я являюсь противником смертной казни, сам вердикт американских присяжных, вынесших смертный приговор Царнаеву, мне понятен с точки зрения криминологии и объясним", — заявил Добрынин РИА Новости. Он отметил, что для американцев преступление, совершенное Царнаевым, настолько экстраординарное и нелогичное, что число сочувствующих ему в стране минимально. "Он (Царнаев) для них олицетворяет абсолютное и необъяснимое зло, которое необходимо покарать максимальными правовыми средствами, и в этом смысле американцы не норвежцы, которые, несмотря на Брейвика, расстрелявшего кучу народа, всё равно стоят на позиции недопустимости возврата смертной казни", — сказал Добрынин.
Сенатор: казнь — реликт прошлого
"Что касается дискуссии о возврате смертной казни в российскую правовую действительность, то поскольку смертная казнь — это реликт прошлого, я бы не рассматривал всерьез эту возможность. Это не вопрос политики, это вопрос философии современного уголовного права и уровня цивилизационного развития нашей страны", — отметил сенатор. По мнению Добрынина, главный аргумент против возвращения смертной казни — это институт субъективного вменения, ведь приговор выносит судья, то есть человек, а человеку свойственно ошибаться. Как заявил сенатор, в советский период было до нескольких десятков ошибочных смертных приговоров в год, об этом говорит закрытая статистика того периода. "Имеет смысл задуматься об усилении суда присяжных в России и, возможно, о расширении его компетенции. Тем самым мы значительно усилим уголовное судопроизводство и гарантии защиты прав граждан, ведь абсолютно очевидно, что лучше когда двенадцать присяжных устанавливают факт, чем когда это делает один судья, при всём к нему уважении. Они (присяжные) не всю жизнь приговаривают, а, возможно, делают это первый и последний раз, и цена ответственности для них запредельна", — сказал Добрынин. Сенатор также считает, что усиление суда присяжных значительно повысит качество работы российских правоохранителей и следствия, так как 12 человек убедить сложнее, чем одного. "Но прежде чем выходить на расширение компетенции суда присяжных, необходимо решить вопрос со снижением градуса ненависти и раздражения в обществе, снизить уровень карательных притязаний, общество должно стать более эмоционально уравновешенным для объективного правосудия", — заключил Добрынин.
Что произошло в Бостоне
Два взрыва прогремели в Бостоне во время международного марафона 15 апреля 2013 года. В результате теракта погибли три человека, еще более 260 получили ранения. Несколько дней спустя после атаки подозреваемый в ее совершении Тамерлан Царнаев погиб в перестрелке с полицией, Джохару Царнаеву удалось скрыться, но позднее он был задержан. Помимо совершения теракта, он также признан виновным в убийстве полицейского. Джохар Царнаев в ходе слушаний в Федеральном суде округа Массачусетс не признал вины ни по одному из пунктов предъявленных ему обвинений.