Экономист о национализации заводов «Данон»: «Снизится качество продукции»
Передача в госуправление заводов «Данон Россия» стала одной из главных новостей недели. В стране работает порядка 16 производств, продукция знакома каждому россиянину. Например, на ялуторовском комбинате выпускают национальные бренды «Простоквашино» и «Смешарики». Как повлияет на качество молочной продукции национализация «Данон» и станет ли лучше работать при племяннике Кадырова, «ФедералПресс» ответил доктор экономических наук Анатолий Лапин:
«Вопрос сложный. С одной стороны, в Российской Федерации уже 30 лет есть рыночная экономика. Подросло поколение руководителей, которые хорошо представляют, как работает рыночная экономика, имели возможность посмотреть, как работает компания за рубежом, успели поработать в зарубежных компаниях. Этот фактор, в отличие от 90-х годов, когда у российских руководителей просто не было понимания, как работает рыночная экономика, смягчает переход. С другой стороны, если бы все было здорово и хорошо, тогда бы в нашей стране было большое количество крупных организаций, составляющих серьезную конкуренцию в мировой экономике зарубежным компаниям и корпорациям. Все-таки прошло больше 30 лет. Этого мы в настоящее время не видим.
Это говорит о том, что существуют серьезные внутренние проблемы, в том числе касающиеся регуляторной среды и характеристик руководящего корпуса, особенностей занятости человеческого капитала. Это не позволяет продукции российских компаний выйти в лидеры, в том числе на внутреннем рынке, используя благодаря логистическим цепочкам дешевизну. И когда назначаются родственники каких-то высокопоставленных чиновников – на мой взгляд, это утяжеляющая конструкция, поскольку назначаются люди не по профессиональным признакам. Но, с другой стороны, есть пословица: короля играет свита. У любого руководителя есть набор квалифицированных или не очень квалифицированных специалистов, советников, экспертов. Поэтому многое будет определяться этой командой. Сейчас российский бизнес входит в зону турбулентности: для «Данон» и других компаний, у которых сменились собственники, момент истины наступит, когда станет ясно, как сработало их руководство в новых условиях.
Наиболее вероятный сценарий развития событий – это сценарий несильного, но тем не менее снижения выпускаемой продукции. Снижаться качество будет постепенно и в какой-то момент будет заметно. Качество – это вообще национальная беда и проблема, у нас как-то с этим не очень получается. Почему будет снижаться качество? Потому что конкуренция падает, уходят компетенции международных компаний, которые находятся в условиях очень жесткой конкуренции на мировом рынке. Чтобы оставаться на рынке, они вынуждены изменять свою работу. В таких жестких условиях конкуренции, которые подвигали бы компании к постоянному поиску инноваций и улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ассортимента, – этого становится меньше.
Вместо этого будет больше административных возможностей у руководителей этих компаний: близость к государству и субсидиям. То есть вместо совершенствования собственной работы появляется возможность покрытия этих проблем за счет дополнительных государственных субсидий или каких-то еще преференций. К чему это, в конечном счете, приведет, сказать, на мой взгляд, проблематично. Либо будет стагнация качества и ассортимента выпускаемой продукции, либо его снижение, но не резкое, не обвальное, а снижение за счет падения конкуренции в окружающей среде.
Что касается самих компаний: на мой взгляд, локально все будет определяться от заточенности руководства региональных подразделений. Это как у «Алисы в стране чудес»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать в два раза быстрее.
Чтобы компаниям в регионах хотя бы сохранить свой статус-кво, им тоже нужно постоянно что-то предлагать. Вот смогут они это все предлагать и реализовывать? Это вопрос, ответ на который определяется компетенциями и мотивациями сотрудников. Сможет ли новое руководство выстроить такую же систему мотивации, которая побуждала работать более эффективно? Если да – тогда есть надежда на движение. Если нет – значит, это все будет потихонечку разваливаться, разукрупняться и в конечном счете уходить с рынка». Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Юшкова, Евгений Поторочин