Войти в почту

Возвращение к истокам: как реставрировали Северный речной вокзал

Здание Северного речного вокзала уже более 30 лет имеет статус памятника архитектуры. Однако до завершившейся в этом году реконструкции оно реставрировалось всего один раз. Тогда обновление было сделано крайне плохо, что объяснялось спешкой при подготовке к Олимпиаде-80. Как восстанавливали здание и территорию речного вокзала в наши дни, читайте в материале "РИА Недвижимость". Работа по периметру Одной из главных целей реконструкции территории Северного речного вокзала было возвращение его облика к изначальному проекту 1937 года. Примером того, что внимание было уделено каждой детали, является чугунная ограда парка со стороны Ленинградского шоссе. Она была установлена одновременно с созданием парка и состояла из нескольких участков, разделенных между собой аллеями: южной, центральной, северной и боковыми. С годами существенная часть ограды пришла в аварийное состояние и требовала полной реконструкции. Мелкое заложение фундамента и отсутствие гидроизоляции привело к его разрушению. Первым делом нужно было провести противоаварийные работы: часть столбов демонтировали, для остальных на время работ сделали поддерживающие деревянные конструкции. Было утрачено более половины архитектурных элементов ограды: отсутствовали светильники центрального ограждения, не хватало якорей и звезд на рядовых секциях. Сохранившиеся же элементы имели сколы, трещины, поражения коррозией, множественные наслоения краски и следы некачественного ремонта. Все сохранившиеся декоративные элементы сняли с ограды и увезли в мастерские для реставрации. Каждую демонтируемую деталь промаркировали, чтобы потом установить точно на прежнее место. Утраченные же элементы, такие как пики, орнаменты, шары, восстанавливали, снимая слепки с сохранившихся экземпляров. Полностью утерянные детали воссоздавали по архивным фотографиям. При реставрации ограды использовались только применявшиеся в оригинале материалы: чугун, песчаник, кирпич, гранит тех же самых пород. Исторические фонтаны Первоначально установленные на территории Северного речного вокзала фонтаны, были практически полностью утрачены, поэтому было принято решение восстанавливать объекты по чертежам и фотоматериалам. "От двух фонтанов сохранилась только чаша одного, но и она уже лопнула, да и система подачи воды была в неудовлетворительном состоянии. Подземные коммуникации и насосное оборудование фонтанов пришлось фактически создавать заново", – рассказал директор ГКУ "УКРиС" департамента капитального ремонта Москвы Игорь Шарафетдинов. В уральских мастерских велись работы по воссозданию основных элементов фонтанов, в том числе больших чаш диаметром 1,9 метра и переливных малых чаш, выполненных из гранита. В качестве источника материала выбрали месторождение желто-коричневого гранита "Жельтау 2" в Казахстане. Изготовление основных элементов фонтана велось на итальянских станках, затем детали обрабатывались вручную. Готовые части тщательно подгонялись друг к другу. Отдельно по сохранившимся нечетким фотографиям восстанавливались две скульптуры лебедей-кликунов из бронзы. В течение трех месяцев велись работы по сбору информации, моделированию и отливке. Скульптурные композиции Скульптура "Водный путь" украшает центральную аллею парка, ведущую к зданию вокзала. Статуя девушки с парусником в поднятых над головой руках давно стала эмблемой канала Москва – Волга. Это произведение было создано в 1937 году скульптором Юлией Кун. Фигура высотой 4,3 метра выполнена из окрашенного белой краской бетона на металлическом каркасе. Установлена скульптурная композиция на гранитном постаменте, высотой 4,1 метра. Медный парусник за годы, прошедшие с момента установки скульптуры, много раз перекрашивался. В результате пробных зондажей было выявлено, что изначально цвет покраски судна и декоративных волн под ним имели синие оттенки. Реставраторы возвратили им первоначальный цвет. Скульптуру также неоднократно перекрашивали: исследование красочных слоев показало, что статуя была полностью окрашена пять раз масляными и силикатными красками белых оттенков. Особенность реставрации скульптурной композиции "Водный путь" заключалась в том, что статую не демонтировали на время проведения работ с пьедестала, хотя облицованный гранитными плитами бетонный постамент под ней во многом утратил свою несущую способность, а "вывешивали" на металлических фермах, не меняя ее проектного положения. Вокруг скульптуры установили строительные леса, постамент под скульптурой, а также фундамент под ним, полностью разобрали, гранитные плиты вывезли в мастерские на реставрацию. В ходе работ был залит новый фундамент, сооружен новый железобетонный столб по опалубке, который впоследствии был облицован отреставрированными гранитными плитами. Все работы выполнили за три месяца. Здание вокзала Самая кропотливая работа ждала реставраторов в самом здании вокзала. В ходе реконструкции на 27-метровый шпиль водрузили знаменитую звезду с серпом и молотом. Ее внешний вид практически не изменился. Изначально она была выполнена с гальваническим золочением, но сейчас эта технология считается слишком дорогой. В итоге рассматривались методики сусального золочения и электрохимического. Специалисты пришли к выводу, что второй вариант ближе к первоначальной методике, рассказал архитектор реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев. Было выбрано несколько методов, чтобы сохранить подлинный материал. Основные элементы звезды делались накладками. По серпу и молоту применялось электрохимическое серебрение. Также специалисты старались максимально сохранить внутренний интерьер вокзала. Например, до наших дней дошли, правда, в плачевном состоянии, люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой – всего более 500 осветительных приборов. Их очистили от грязи, исправили деформацию металлических деталей, устранили трещины, укрепили конструкции. Утраченные элементы воссоздали, а разбитые плафоны поменяли на новые. Стекло для них специально заказали на стекольном заводе в Пензе. В светильниках установили новые электропроводку и патроны, что обеспечит их безопасную эксплуатацию и экономию электроэнергии. Наиболее сложные работы проведены по большой люстре вокзала весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Кстати, реставрации помог счастливый случай: специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические. Также специалисты отреставрировали установленные на вокзале старинные башенные часы. Поскольку их оригинальный механизм утрачен, то был установлен новый с применением современных средств автоматизации. Помимо этого, отреставрировали панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, а также панно и витражи с гербами советских республик. Причалы набережной Преображение набережной затронуло, разумеется, все 17 причалов, которые с 2018 года находятся в ведении ГБУ "Гормост". Некоторые из них являются объектами культурного наследия. Так, например, очень кропотливая работа велась специалистами Департамента капитального ремонта в арочных павильонах № 3, 4, 5 и 6 на берегу Химкинского водохранилища, которые служат для контроля за пассажирами, проходящими с набережной на судна или сходящими на берег. На момент начала реставрации причалы утратили парадный вид и были в запущенном состоянии: на стенах и потолке павильонов местами имелись трещины, разрушался цоколь. Была полностью утрачена декоративная фактурная волнистая поверхность, на стенах виднелись многочисленные ремонтные штукатурные участки, бессистемно окрашенные в разные цвета. В ходе реконструкции был воссоздан облик причалов на период конца 1950-х годов. Для этого раскрыли все заложенные дверные и оконные проемы павильонов и воссоздали их деревянные заполнения, утраченные лепные элементы фасадов, а еще металлические буквы надписей. Была выполнена реставрация облицовочных цементных плит с расшивкой, имитирующей каменную кладку, и проведено полное воссоздание их декоративной волнистой поверхности. Для достоверного воссоздания исторического облика арок причалов использовались архивные фотоматериалы, а также проводились исследования сохранившихся элементов. Колористическое решение по причалам было принято по архивным и натурным материалам с учетом колористических решений по главному зданию Северного речного вокзала. Исторический облик вернула себе и диспетчерская, которую построили в 1937 году у спуска к берегу водохранилища. Сначала это было одноэтажное здание со скругленным фасадом, обращенным в сторону набережной, лестницей к ней и смотровой площадкой. А в 1962 к ней добавился второй этаж в виде технической башни. Местоположение и конфигурация здания, а также наличие большого количества окон, позволяющих обозревать бассейн водохранилища и пристань, сделали его удобным для размещения контрольного диспетчерского пункта. До наших дней эта постройка дошла в аварийном состоянии. В ходе реконструкции специалисты департамента капремонта города Москвы полностью воссоздали ее исторический вид, восстановив уклон кровли и отметку венчающего карниза. Гранитную круговую лестницу вдоль стен также было решено сохранить. Попутно был разобран металлический навес над окнами второго этажа, искажающий исторический облик диспетчерской. Стены оштукатурили, поставили новые окна и двери, завершив это все внутренней отделкой.