В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

"Проект" рассказал, как Ксения Собчак использовала участие в политике и выборах для раскрутки собственного бизнеса

использовала политическую повестку дня для продвижения собственной популярности и бренда: на руку ей сыграл даже неуспех в президентских выборах 2018 года, на которых она консультировалась с . Сейчас она активно лоббирует собственный бизнес при помощи матери, сенатора Людмилы Нарусовой, и уклончиво отвечает на вопросы о возвращении в политику. Об этом пишет издание "Проект".
"Проект" рассказал, как Ксения Собчак использовала участие в политике и выборах для раскрутки собственного бизнеса
Фото: Newsru.comNewsru.com
В 2011 году Собчак появилась на оппозиционном митинге на Болотной площади вместе со своим тогдашним бойфрендом, вице-мэром . Спустя несколько недель Собчак выступала уже на проспекте Сахарова, где познакомилась с оппозиционером и завела отношения уже с ним.
После этого у Яшина и Собчак прошли обыски с изъятием денег: дива потеряла около 1,5 млн евро наличными, и к осени 2012 года лишилась всех контрактов на федеральном ТВ. Тогда же мать Собчак Людмила Нарусова была изгнана из , что выглядело как явная опала. Однако спустя примерно 2 месяца со дня обыска следствие вернуло Собчак наличные, хотя Яшину это удалось только спустя пять лет, да и то по решению суда. "Нарусова позвонила куда надо, и ей быстро вернули", - вспоминает знакомый Собчак.
Отношения с президентом России вскоре тоже наладились: через некоторое время после событий на Болотной работающие на Кремль блогеры получили указание не писать про Собчак ничего плохого, так как она отходит от оппозиционной деятельности. После Болотной консультации Собчак с Кремлем по политическим вопросам стали регулярными, а в 2017 году она выдвинула свою кандидатуру на пост президента РФ.
Несколько чиновников администрации президента и бывшие сотрудники предвыборного штаба Собчак утверждают, что ее президентская кампания была тщательно согласована с Кремлем. А идея выдвижения исходила от друга Путина и призвана была создать альтернативу , оттянув на себя голоса либеральных избирателей.
Перед началом кампании летом 2017 года Собчак несколько раз встречалась с Путиным - по некоторым данным, для того, чтобы президент санкционировал финансирование кампании Собчак и согласовал с ней то, о чем она может говорить в ходе своей агитации. Кроме того, администрация президента предположительно помогла штабу телеведущей собрать необходимые для выдвижения 100 тысяч подписей.
Тогда же у Собчак начались регулярные контакты с первым замглавы администрации президента , который согласовывал тезисы ее предвыборной программы. Именно после консультации с ним в программе Собчак появился пункт о ликвидации и исчез тезис об упразднении , который ранее предложили политтехнологи ее штаба.
Некоторые технологи, работавшие на Собчак, признаются, что их пригласили "помочь Собчак и потусить", причем предложение исходило из администрации президента. А когда уже во время кампании один из экспертов написал о Собчак негативную колонку, ему позвонили из АП и попросили больше так не делать. Сама Собчак отрицает знакомство и контакты с Кириенко и Ковальчуком, а также контакты ее штаба с Кремлем.
Штаб Собчак в Москве находился на территории дорогого бизнес-центра "Московский шелк" в Хамовниках. Штаб открылся 26 декабря - по подсчетам "Проекта", примерно 4 месяца аренды могли обойтись в 4 миллиона рублей. При этом, по данным , наибольшая сумма пожертвований на выборы официально поступила именно в фонд Собчак - почти 20 млн рублей. По словам одного из участников штаба, Собчак "продавала" себя спонсорам, обещая решить их проблемы и заманивая их тем, что за ходом кампании следит лично Владимир Путин.
С работниками штаба расплачивались в основном наличными, при этом можно было получить около 100 тысяч рублей за 10 минут монтажа. Одним из помощников Собчак, по данным "Проекта", был медиаменеджер , чья семья тогда была связана с газетой "Ведомости": по словам бывших сотрудников штаба, он присутствовал на важных встречах, хотя сам утверждает, что проводил лишь эпизодические консультации.
На выборы президента Собчак была выдвинута партией "Гражданская инициатива", в руководство которой тогда входили и . Одним из аргументов в пользу выдвижения от партии стало обещание Собчак найти 100 миллионов рублей в год на финансирование "Гражданской инициативы". Однако через несколько месяцев после выборов Собчак сообщила, что Кремль разочаровался в этой партии из-за названия и наличия Гудкова в ее руководстве. "После этого она еще какое-то время финансировала партию, но быстро прекратила, хотя выходить окончательно из руководства отказывается, требуя возврат вложенных средств. Хотя все знают, что это были не ее деньги", - рассказывает партиец.
В итоге результат в 1,68% голосов на выборах показался чересчур ничтожным даже администрации президента, а сама Собчак обвинила в проигрыше Алексея Навального, который, по ее мнению, "почему-то не захотел проводить умного голосования и объединиться вокруг одного самого либерального из представленных кандидатов". При этом участие в выборах оказалось очень полезным для личного бренда и построенного на нем бизнеса телеведущей, тем более что она активно лоббирует собственный бизнес при помощи матери, сенатора Людмилы Нарусовой.
В 2019 году Собчак проходила свидетелем защиты владельца компании "Оптима Девелопмент", табачного короля , обвиняемого по делу о мошенничестве. Как рассказали "Проекту" собеседники, близкие к бизнесмену, ее об этом попросил сам Худоян, вступивший в конфликт с другим авторитетным бизнесменом Сергеем Говядиным.
Весной 2020 года Собчак оформила документы на покупку доли в двух промысловых рыбных компаниях, о чем стало известно из обращения сенатора Нарусовой в Верховный суд. Пользуясь правом члена СФ, Нарусова требовала разобраться в причинах ареста имущества компаний, во владение которыми не могла вступить Собчак. Летом сахалинский суд снял арест с компаний, но в сентябре Собчак объявила, что выходят из сделки, и сейчас утверждает, что у нее нет "крабового бизнеса". "Это прямая ложь. Я хотела войти в сделку - мне этого сделать не дали конкуренты. Сейчас эта сделка разорвана", - заявила она.
По оценкам "Проекта", доход Собчак складывается из работы на корпоративах (один "вызов" на корпоратив стоит минимум 30 тысяч евро), а также деятельности в области медиа и PR. Собчак ведет свой канал на YouTube, с мая 2019 года занимает пост генпродюсера развлекательного телеканала "Супер", а с февраля 2020 года ведет на Первом канале шоу "ДокТок", в котором, по оценкам экспертов, весьма осторожно выбирает темы и не отклоняется от официальной точки зрения. Несмотря на скромные рейтинги программы, отказываться от нее Собчак не планирует.
Что касается Youtube и Instagram, то только за рекламу на этих платформах Собчак за 2019 год могла заработать примерно 185-190 млн рублей . Себестоимость выпусков на ее канале может составлять не более 200-300 тыс. рублей, при этом за выпуск у Собчак бывает по нескольку рекламных интеграций.
Кроме того, у Собчак есть совместный бизнес с журналисткой и блогером . Их рекламные агентства ООО "Лидерс" и "Джун энд Джулай", специализируются на рекламе брендов одежды. Доля Собчак в обеих компаниях - 51%. Суммарная прибыль обоих агентств в 2019 году - 3,75 млн рублей. Маркетинговая стратегия для бренда от агентства Собчак обойдется в 400000 рублей, фэшн-консалтинг стоит 180000 рублей. Также в сентябре 2020 года Собчак запустила собственную линию одежды "Осторожно! Собчак": худи с надписью "не даю автографы" можно купить за 9600 рублей, трусы с надписью "осторожно!" обойдутся в 2600 рублей. По оценкам "Проекта", после выборов Собчак могла заработать не менее 5 миллионов долларов только на рекламе и телевизионных проектах.
На вопрос, собирается ли она продолжать политическую карьеру, Собчак отвечает уклончиво, заявив, что в целом политика ей "интересна". "Когда-нибудь она станет таковой, что на честных свободных выборах я смогу конкурировать и, надеюсь, побеждать", - заявила Собчак.