Актуальная мистерия
Устроителем фестиваля является Ассоциация музыкальных театров России, действующий президент которой Георгий Исаакян и придумал форум в нынешнем его формате. Поддержку фестивалю оказывает Министерство культуры России и Фонд президентских грантов – именно такая существенная подмога делает возможным участие в фестивале не только российских театров. Практически с самого начала своего существования Ассоциация имела в своих рядах театры из республик бывшего СССР, но приезд на фестиваль пока себе позволил только один из них – театр из прифронтового Донецка, причем делает он это уже второй раз. Сенсацией прошлогоднего смотра музыкально-театральных рядов стала "Турандот" этого коллектива, когда столица России увидела не просто живой и жизнеспособный коллектив из "зоны неопределенности", то высококачественный художественный продукт, который буквально потрясал. В этом году постсоветская палитра должна была быть шире – помимо дончан ожидались спектакли из Казахстана: "Шёлковая лестница" из Нур-Султана и "Евгений Онегин" из Алма-Аты, но их покажут, увы, только по онлайн-трансляции. Есть надежда, что всё-таки доедет до Москвы "Чайхана" Театра музкомедии из Узбекистана (дату показа уже один раз переносили). Пока же своим участием фестивальный марафон украсил лишь один зарубежный театр, который по официальным российским понятиям считается украинским, но фактически представляет искусство непризнанных республик Донбасса, тяготеющих к России, а от Украины все больше дистанцирующихся. Фото: Елена Лапина Донецкий театр привез на фестиваль ни оперу, ни балет, ни оперетту, но произведение, которое принадлежит музыкальному театру бесспорно, более того, представляет собой квинтэссенцию музыкального театра, своего рода тотальный музыкальный театр, объединяющий многие его жанры, мульти- и межжанровое произведение по сути – знаменитую сценическую кантату Карла Орфа "Кармина Бурана". Для авторского высказывания в этом материале пригласили сибирского режиссера Александра Лебедева и хабаровскую художницу Наталью Сыздыкову – она отвечала за костюмы, а сценографию создал главный художник донецкого театра Сергей Спевякин. Спектакль совсем свежий – его премьера прошла летом прошлого года. Что само по себе уже чудо, если вспомнить, в каких условиях живет и творит "Донбасс-опера". Но учитывая этот момент, удивляешься еще больше. Потому что продукт дончан не требует никаких скидок, никаких экивоков на трудные условия: это яркое и полноценное высказывание, со своими идеями и превосходными творческими силами. Априори "Кармина Бурана" имеет свою эстетику и свой дух, свой образный мир, но по большому счету – не имеет явной драматургии: не случайно это не опера. Лебедев же и его команда придумывают для действа интересный сюжет, который непротиворечиво ложится на музыку Орфа. Получаются не просто зарисовки из жизни вагантов, а довольно-таки связный рассказ, в котором есть герой – знаменитый средневековый поэт Франсуа Вийон. С одной стороны, этот знаменитый француз – плоть и кровь разгульных позднесредневековых школяров, носителей духа свободы и непокорности, образованности и культуры (несмотря на их буйное житье-бытье). С другой – строго говоря, Вийон к баварскому монастырю Бойерн, где в начале 19 века были найдены стихи, положенные Орфом на музыку, едва ли имел отношение. Но это и не так важно – общий посыл понятен, и он по духу вполне соответствует идеям кантаты. Фото: Елена Лапина В остальном же творение Орфа вполне узнаваемо – пасторальные или праздничные картины сменяются вакхически-разгульными, периодически внезапно врывается неумолимая Фортуна, которая переворачивает вверх дном всякий раз привычное житье средневековых людей – что оказывается необыкновенно созвучным текущим пандемийным реалиям. Есть в этом повествовании место и мрачной дьявольщине – например, зелено-черному Змею-искусителю (Сергей Трошин), или образу Злого духа (Александр Наумов). И даже светлому божественному, правда, поданному с неизменным вагантским юмором – Саваоф (Мирослав Грабовский) с дедоморозовской белоснежной кудрявой бородой и в золоченой панаме-нимбе гротескно то радуется, то гневается на нерадивые свои порождения – Адама (Константин Якивец) и Еву (Виктория Губрий). Последнее явно отсылает к эстетике знаменитого петровского балета "Сотворение мира", бесспорной советской классике, где библейские притчи показаны с незлобливой атеистической улыбкой – так, как задумывалось композитором, как делали еще в первых ленинградских постановках, и отчего отказывались часто в более поздних версиях, придавая действу несвойственный ему религиозно-онтологический пафос. Фото: Елена Лапина Спектакль дончан запоминается яркими, красочными, монументальными декорациями, идейной доминантой которых ожидаемо становится колесо судьбы, выдержанными в стиле средневекового платья эстетичными костюмами, изысканной хореографией Вадима Писарева, основанной на танцевальном языке двух столпов прошлого века – Мориса Бежара и Ханса ван Манена. Яркость, полнокровность, полнозвучность воплощена не только в буйстве красок видеоряда, но и в звуковом контенте спектакля – хор Людмилы Стрельцовой и солисты-вокалисты (Владислав Лысак, Оксана Носатова, Андрей Кривохата) поют мощно, сочно, "атлетично", партитура первой половины прошлого века прочитана не в традициях архаичной стилизации "под средневековье", чем нередко увлекаются всякого рода протагонисты аутентичного музицирования, а с недюжинной, практически веристской экспрессией, что гораздо больше отвечает духу и букве музыкального мира Орфа. Столь же объемен и фактурен и оркестровый звук – маэстро Юрий Парамоненко уверенно лепит форму довольно-таки сложного, неоднородного опуса, надежно выстраивает баланс между сценой и ямой.