Войти в почту

Эксперты выступили за плавный переход бизнеса и контролеров на безбумажный контакт

МОСКВА, 14 октября. /ТАСС/. Переход на полностью безбумажное взаимодействие бизнеса и органов контроля в России должен быть плавным и поэтапным, а уже стартовавшие мероприятия по электронному документообороту показывают свою эффективность. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС представители деловых объединений и предприниматели. Правительство РФ ранее одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Документ предполагает, в частности, поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие органов контроля и проверяемых лиц при обмене документами. Также план включает "ограничение существенного роста числа проверок в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в том числе ограничение оснований их проведения". Электронный документооборот Работа по переходу на безбумажное взаимодействие органов контроля и бизнеса сейчас активно ведется, считают эксперты, приводя в доказательство несколько наиболее примечательных примеров. "Среди удачных проектов можно выделить взаимодействие Федеральной налоговой службы России и предпринимателей - бизнес давно сдает отчетность в налоговые органы через интернет и заказывает через интернет многие документы, не посещая налоговые органы", - сказал ТАСС зампредседателя совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, председатель совета директоров "Аудит Груп" Борис Любошиц. Также, по его словам, удачно зарекомендовала себя и единая информационная платформа Федеральной таможенной службы - портал "Морской порт", благодаря внедрению которой уже не нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в электронной форме, не нужно подтверждать уплату таможенных платежей. "Важно также и то, что надзорные органы не просто контролируют соблюдение требований, но и стимулируют бизнес к их соблюдению через информирование, разъяснение и консультирование. Работодатели, например, положительно отзываются об электронном сервисе "Онлайнинспекция.рф", где могут получить не только консультацию по вопросу трудового законодательства, но пройти самопроверку соблюдения норм трудового права через сервис "Электронный инспектор", загрузив, например, в него трудовой договор", - отметил Любошиц. Другими удачными примерами можно считать ведение электронных трудовых книжек, сдачу отчетов в Фонд социального страхования по возмещению затрат на охрану труда, сказал ТАСС омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, член генсовета Партии роста Дмитрий Порочкин. Переход на электронный документооборот должен проходить "постепенно и поэтапно", заявил ТАСС член генсовета "Деловой России" Сергей Пронин. По его словам, необходимо учитывать наличие интернета в разных населенных пунктах, компьютерную грамотность предпринимателей и самозанятых. "Хотелось бы, чтобы государство подумало, как стимулировать бизнес быстрее двигаться в этом направлении. Особенно это касается малых и средних предприятий, многие из которых сейчас находятся на грани выживания. Как минимум государство должно компенсировать МСП те единовременные затраты, которые они понесут при переходе на электронный документооборот", - убежден Пронин. Оставить бумагу Эксперты при этом сходятся во мнении, что "бумажное" взаимодействие необходимо оставить, хотя бы на определенный период времени. "Безбумажное взаимодействие всегда быстрее и экономнее бумажного. Однако для тех, кто не умеет работать с электронными сервисами, бумажное общение тоже должно остаться", - сказал ТАСС советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпримателей Антон Свириденко. Разделяет его мнение и омбудсмен Порочкин, который отметил, что "при введении новых законодательных требований работодателям всегда дается некий переходный период для адаптации". "При переходе в цифру бумажное взаимодействие, конечно, останется на какое-то время для обучения, анализа и мониторинга ситуации и возможности исправления недочетов. Это несет за собой определенную нагрузку и двойной документооборот на организацию на какое-то время", - пояснил он. Чтобы начать взаимодействовать по новым принципам, каждому малому и среднему предприятию нужно иметь электронную цифровую подпись, срок создания которой - минимум одна неделя. Также за нее надо будет заплатить, поэтому не каждый предприниматель может себе такое позволить, заявил ТАСС член генсовета "Деловой России" Алексей Порошин. "Банальная ситуация возникла в Москве, где с 12 октября нужно уведомлять власти о наличии актуальных сотрудников, при этом невозможно уведомить в бумажном виде. Это можно сделать только в безбумажном формате через электронную цифровую подпись. Однако у бизнеса возникают проблемы, так как сроки ее создания - одна неделя как минимум. В связи с этим, на мой взгляд, частично надо оставлять бумажный документооборот, тем более в регионах, где нет стабильной интернет-связи или она отсутствует вовсе", - отметил он. "Единое окно" ускорит переход Запуск новой цифровой платформы, которая позволит предпринимателям в формате "единого окна" получать услуги и пользоваться мерами поддержки, ускорит процесс перехода на безбумажное взаимодействие, уверены эксперты. Цифровая платформа разрабатывается Минэкономразвития РФ по нацпроекту "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В планах - наличие на платформе востребованных сервисов, маркетплейсов, финансовых продуктов и онлайн-офиса. "Находясь в тесном контакте с бизнес-сообществом, можем констатировать, что многие предприниматели испытывают трудности с получением ответов на свои вопросы в одном месте. Поэтому, несомненно, можно говорить о том, что существует большая потребность в таком "едином окне" на базе цифровой платформы, которое позволило бы один раз зарегистрироваться на одном ресурсе и избежать необходимости, например, сбора каждый раз нового пакета документов для рассмотрения обращений", - считает Любошиц. Цифровая платформа "однозначно поможет предпринимателям быстрее и оперативнее решать вопросы", убежден Порочкин. Он добавил, что "в связи с коронавирусом часть процессов уже перешла в онлайн-формат, и это оказалось очень удобным". Свириденко также выступил за сохранение налаженной в этом году практики онлайн-проверок бизнеса, "когда проверяющий не ходит непосредственно на предприятие, а предприниматель показывает ему все на экране монитора". "Важно подчеркнуть, что есть тенденция того, что проверяющие, не имея возможность наказывать, действительно ведут профилактическую работу. Это тот подход, о котором мы говорили всегда как об идеальном", - заключил он. По данным Минэкономразвития РФ, в августе - сентябре количество проверок колеблется в пределах 15-16 тыс., что на 43% ниже докарантинных показателей. Как и ранее, большинство проверок проводится пятью органами контроля: МЧС России, Рострудом, Роспотребнадзором, Ростехнадзором и Росздравнадзором.