Pratum Integrum и Эйленкриг Crew - две стороны одного Башмета
Программа барочного вечера ансамбля Pratum Integrum имела энергичное название "In furore", взятое из Мотета Антонио Вивальди "In furore iustissimae irae" (Ярость праведного гнева) и повлиявшее на энергетический посыл всего концерта, его повышенный нерв. Инструментально-вокальные композиции, интермедии и изящные импровизации Г.Ф. Телемана, А. Вивальди, И.С. Баха, Ф. Джеминиани прозвучали в исполнении музыкантов оркестра Pratum Integrum (концертмейстер-скрипач Сергей Фильченко) и солистов Диляры Идрисовой (сопрано) и Полины Шамаевой (меццо-сопрано). Фото: Елена Алексеева Джазмен Вадим Эйленкриг запустил свой энергетический посыл, выбрав для программы "I've got a rhythm! Джаз в моем сердце" джазовые хиты Луи Армстронга, Майлза Дэвиса, Ричарда Роджерса, обладающие особым ритмическим драйвом. Но импровизации трубача на его любимые американские темы "Blue in green" или "Postcards from New Orleands", используя септимы и ноны джазовых гармоний, оборачивались испанской мелодией Хоакина Родриго или сверкали музыкальной оригинальностью нашего Эдуарда Артемьева. Смешение разного материала присутствовала в свободных композициях. Оба фестивальных дебютанта оказались схожи между собой при всем своем полярном контрасте. Оба имели наличие сильного пусть барочного или джазового, но все равно драйва-нерва во время выступлений. Также ощущалось прямое родство старинной музыки и джаза в их импровизационном начале. (Бах - любимейший композитор всех джазменов.) Далее, программы были составлены по схожему принципу. В барочном варианте "Pratum Integrum" оперные арии чередовались с оркестровыми Кончерто гроссо Ф. Джеминиани и И.С. Баха. Джазовая версия джема "Эйленкриг Crew" имела симфонические отступления в сторону "Болеро" Мориса Равеля, танцевальной сюиты из "Вестсайдской истории" Леонарда Бернстайна и "Tico Tico no Fuba" Зекинья де Абреу. Фото: Елена Алексеева Вадим Эйленкриг перед выступлением высказал журналистам мысль, говоря об эклектичности выбранной им программы: "Я не против эклектики. Считаю, что в эклектике нет ничего плохого, особенно в XXI веке. По мне, так лучше не играть одну барочную музыку, а после барочной композиции сыграть что-то еще." Конечно, джаз. Не смотря на разницу в возрасте барокко и джаза, два фестивальных концерта воочию показали взаимопроникновение, взаимодействие и взаимовлияние этих двух векторов развития современного музыкального искусства. Это две стороны одной медали и одного фестиваля. И еще это грани творчества самого артистического директора Ярославского фестиваля Юрия Башмета. Как большой профессионал - он играет и любит барокко, а как большой поклонник - он любит и играет джаз. В афишах всех фестивалей маэстро в Ярославле и Сочи слушателю всегда предлагаются концерты барочной и джазовой музыки, нередко синтез этих искусств, без которых сегодняшнее существование музыкального пространства невозможно. Концерт старинной музыки Pratum Integrum накануне был предварен мастер-классами музыкантов ансамбля в рамках II Международной академии барокко. Ярославская академия проходит в рамках Общероссийской программы "Юрий Башмет - молодым дарованиям России" с использованием гранта Президента РФ. Сергей Фильченко делился своим мастерством с участниками академии по классу скрипки и отметил: "Мы с коллегами вели академию барокко и сделали это с большим удовольствием. Мы, вообще, стараемся пропагандировать этот вид деятельности. Приятно, что этим интересуются не только струнники, скрипачи, но и баянисты, и домристы. Это потрясающе. Они тоже играют музыку Баха, им интересно использовать приемы аутентичного музицирования, которыми пользуемся мы." Фото: Елена Алексеева Эффектное латинское название коллектива Pratum Integrum переводится как "некошенный луг". Манеру аутентичного музицирования начали возрождать в Европе недавно, в конце 50-х годов XX века, когда проснулся интерес к этой музыкальной эпохе. Огромный арсенал старинной музыки был забыт, утрачены традиции, которые нужно было восстанавливать по старинным манускриптам и трактатам. До сих пор в разных местах находятся неизвестные нам сочинения композиторов XVII-XVIII столетий. Музыканты Pratum Integrum своим названием предвосхищают большой репертуарный потенциал такого рода музыки, что называется, играть не переиграть. Традиции джаза тоже не выросли на российском "лугу". Считается, что джаз, как и барокко, не в нашей крови. Но Вадим Эйленкриг уже четверть века успешно ведет сольную концертную деятельность как эстрадно-джазовый трубач. Хозяин "Клуба Шаболовка, 37" на телеканале "Культура" вышел на сцену "Миллениума" со своим новым бэндом "Эйленкриг Crew" и приглашенным саксофонистом Константином Сафьяновым. Симфонический оркестр "Новая Россия" и дирижер Фредди Кадена сопровождали джазовый ансамбль. Нынешний Ярославль в сложной эпидемиологической обстановке откликнулся на оба концерта, заполнив любителями барокко филармонический зал Собинова и фанатами джаза КЗЦ "Миллениум". Нашлись и такие, которые посетили оба концерта с удовольствием и любопытством. Изысканный вечер барокко оркестра старинной музыки Pratum Integrum и обаятельно-харизматичный шоумэн Эйленкриг - прекрасное сочетание в фестивальной афише Ярославля 2020.