Войти в почту

Исследование: Москва взяла курс на "зеленую" мобильность в развитии транспортной системы

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Москва входит в число мировых мегаполисов, которые при активном развитии транспортной системы не забывают и об экологической составляющей. Об этом говорится в работе "Исследование и сравнительный анализ мер по повышению экологичности транспортного сектора в мировых мегаполисах", которая есть в распоряжении ТАСС. Авторами исследования выступили проректор НИЯУ МИФИ, профессор Николай Каргин, декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ, профессор Александр Путилов и научный сотрудник лаборатории средств специфической профилактики вирусных болезней НИЦЭМ им. Гамалеи Кизхалум Хаметова. "Москва является одним из мировых мегаполисов, взявших курс на устойчивую, или "зеленую" мобильность и демонстрирующих впечатляющие результаты. За 10 лет с начала реализации программы по повышению эффективности транспортной системы Москва более чем наполовину увеличила пассажиропоток общественного транспорта и обеспечила условия для активной мобильности для всех групп населения. Основная задача программ по достижению устойчивой мобильности во всех странах - создание здоровой среды и повышение уровня жизни населения, что неосуществимо без принятия активных мер по защите экологии Это развитие сети общественного транспорта как основной альтернативы личному, а также ставка на экологичные транспортные средства", - говорится в исследовании. Влияние на экологию По словам ученых, высокий уровень автомобилизации стал одной из самых серьезных проблем во всем мире. "Специалисты предсказывают дальнейший рост автомобилизации населения, а вместе с этим высказывают и опасения по поводу ухудшения экологической ситуации. Ведь автомобили "ответственны" за более чем половину загрязняющих веществ в атмосфере", - пишут они. Как отметил во вторник в ходе пресс-конференции в ТАСС заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, столичный транспорт постоянно меняется и обновляется, и с его развитием повышается и качество жизни горожан. С 2010 года Москва начала реализацию экологической транспортной программы, и за эти годы город много сделал в области улучшения транспортной политики. Это привело к сдерживанию экологической ситуации, связанной с ухудшение экологической обстановки из-за выхлопных газов - одного из основных источников загрязнения воздуха. "Среди предпринятых мер, например, ограничение движения грузового транспорта, выделенные полосы для общественного транспорта и новые наземные маршруты, активное развитие метрополитена и интеграция железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему. Новый транспортный потенциал Москвы направлен на использование инновационных транспортных решений. И за примерами далеко ходить не надо: открытие МЦК, запуск МЦД, обновление парка общественного транспорта", - сказал Пронин. Он также отметил, что на улучшение экологической ситуации влияют электробусы, электромобили, электровелосипеды и электросамокаты, активное развитие пешеходной и велоинфраструктуры. "Мы продолжим заменять дизельные автобусы на электробусы и строить инфраструктуру для электромобилей и двухколесного транспорта", - добавил Пронин. По его словам, все это вместе привело к заметному улучшению экологической ситуации в столице. Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ с 2010 года снизился более чем на 20%. Как сохранить баланс Авторы работы отмечают, что один из путей снижения влияния на экологию - переход на электромобили, поскольку уровень выбросов парниковых газов, так или иначе связанных с ними, значительно ниже уровня выбросов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И Москва, по их данным, проводит планомерную политику по замене всего автобусного парка столицы на электробусы. "Автономный транспорт обладает еще большими преимуществами по сравнению с электромобилями и электробусами, так как исключает человеческий фактор, являющийся основной причиной ДТП. А возможность расчета скорости движения и режима вождения искусственным интеллектом практически исключает лишние торможения, являющиеся одной из причин образования заторов. Однако при всей привлекательности концепции автономного режима для ее масштабного внедрения еще не наступило время, а потому в крупных городах мира, включая Москву, испытания автономного транспорта пока проходят только в тестовом режиме", - отмечается в исследовании. Как полагают ученые, экологическая ситуации зависит и от пробок на дорогах. Здесь важной мерой они назвали "оцифровку" бизнеса, в транспортной сфере - это онлайн-платформы и приложения, позволяющие получать актуальную информацию в реальном времени и планировать оптимальные маршруты. "В российской столице таким примером может являться Единый транспортный портал. Оцифровка бизнеса позволяет снизить частоту поездок за счет предоставления онлайн-сервисов, заменяющих покупки в реальных магазинах, посещение мест общественного питания. Перевод деятельности компаний на режим удаленной работы с использованием видеоконференций также способствует снижению трафика", - говорится в работе. Еще один мировой тренд - "использование вместо владения", примерами которого названы каршеринг и карпулинг. В Москве развитие каршеринга "является одним из самых динамичных в мире". "Вне конкуренции остается активная мобильность Кроме несомненной пользы для окружающей среды, активная мобильность является профилактикой многих заболеваний, возникающих по причине малоподвижности Оптимальным является использование велосипеда. В Москве постоянно расширяется сеть велопрокатов и увеличивается протяженность велодорожек", - добавляется в исследовании. Другие тенденции Ученые отметили, что новые возможности для использования автомобилей повышают и уровень маятниковой миграции, и в Москве проблема перемещения населения из области в центр города решается частично введенными в эксплуатацию Московскими центральными диаметрами, снимающими нагрузку с автомагистралей. Кроме того, столица "уверенно движется по пути создания такого городского пространства, в котором комфортно жить и легко перемещаться всем без исключения", а экологическая ситуация за 10 лет значительно улучшилась. Этому способствовало, в том числе, введение в Москве "грузового каркаса", регламентирующего транзит грузового транспорта через жилые районы. "Отмечается увеличение средней скорости движения транспортного потока, значительное снижение концентрации вредных веществ, понижение уровня шума, а также улучшение ситуации с безопасностью движения и наездами на пешеходов", - уточняется в исследовании. Кроме того, ученые отмечают и важность проблем безопасности движения, которые "неразрывно связаны с уровнем дорожного трафика". Действующая в Москве интеллектуальная транспортная система позволяет регулировать интенсивность движения, обеспечивать равномерность нагрузки на дорожную сеть, а также повышать качество работы общественного транспорта, считают они. По данным авторов исследования, благодаря работе системы число ДТП на улицах столицы снизилось почти вдвое по сравнению с 2010 годом. "Комплекс мер, проводимых правительством Москвы начиная с 2010 года по улучшению ситуации на дорогах столицы, борьбе с заторами, повышению безопасности движения, развитию сети общественного транспорта, а следовательно, и сокращению вредных выбросов и снижению шумовой нагрузки, являющихся следствием высокого уровня автомобилизации, приносит ощутимые результаты", - резюмировали исследователи.