Плетнев в гостях у Башмета

Впервые за двенадцатилетнюю историю ярославского фестиваля Юрия Башмета в его афише появилось выступление Российского национального оркестра. Очень жаль, что приезд Михаила Васильевича Плетнева и его прославленного коллектива РНО произошел в отсутствие творческого хозяина фестиваля, Юрия Абрамовича Башмета. Болезнь Башмета, вызванная коронавирусной инфекцией, помешала ему присутствовать в первые дни работы XII фестиваля в Ярославле и встретить своих дорогих гостей-коллег. К счастью, ковидная хворь отступила, и маэстро восстанавливается, планируя застать закрытие своего Фестиваля 2020 на ярославской земле. Ежегодный Международный музыкальный фестиваль традиционно проходит в мае. В этом году сроки его проведения сместились по понятным причинам на октябрь, с 5 по 13. Некоторые зарубежные исполнители, заявленные в анонсе, не смогли доехать до ярославской публики в связи с эпидемиологической обстановкой. Но организаторы фестиваля сумели быстро найти решения и заполнить пробелы в афише 2020 другими коллективами и солистами. Фото: Елена Алексеева Запланированная программа для фестивального выступления РНО в Ярославле также подверглась корректировке, остановившись на двух фортепианных концертах, Бетховена и Сен-Санса. В пианистическом смысле, возможно, слушатели даже выиграли, наслаждаясь солированием самого маэстро Плетнева в течение всего вечера. Михаил Васильевич сел за свой инструмент, рояль фирмы Shigery Kawai, специально доставленный для него в Ярославль. Интеллектуальная, с глубоким погружением в смыслы, всегда сдержанная игра Плетнева на этот раз даже слегка вышла за характерные для него эмоциональные рамки. Финалы обоих концертов были с высоким градусом, чуть быстрее по темпам, установленным самим исполнителем. Например, на недавнем открытии большого фестиваля РНО в Концертном зале Чайковского в Москве, где прозвучал концерт Бетховена, темпы тяготели к более медленным, подача музыки Плетневым была очень академически выверенной и, так сказать, умудренной опытом лет. На ярославской сцене все ощущалось более живо, стремительно и эмоционально, сохраняя расчетливую безупречность исполнения. Особенно внешне темпераментным оказался Сен-Санс. И, как кажется, обожаемая Плетневым вторая часть этого концерта блестяще разыгрывалась искусными руками пианиста. Бывало такое, что Михаил Васильевич повторял ее на бис в своих выступлениях с видимым удовольствием. Фото: Елена Алексеева Рассадка публики в филармоническом зале Ярославля соответствовала нормам шахматного порядка, то бишь зал был заполнен на половину. Но слушатель пришел в лучшем смысле "воспитанный и качественный". Концерты Плетнева посещает определенная категория публики. Редко можно услышать непринятые аплодисменты между частями в произведениях на выступлениях пианиста и его коллектива. Самый вид Михаила Васильевича концентрирует, воспитывает и "подтягивает" зал, не позволяя смотреть в телефоны или отвлекаться. Так произошло и в Ярославле. Бис Ноктюрн Шопена Ми бемоль мажор намагнитил публику и заставил почти не дышать зал. Тонко, филигранными динамическими градациями Плетнев умиротворил всех. Российский национальный оркестр в этом году отмечает 30-летие своего рождения. Слушая ансамблевое и видя сценическое взаимодействие пианиста и его партнеров-коллег, было очень отрадно понимать, как оркестровый организм РНО обучен всем премудростям своего ремесла. Основатель, бессменный руководитель и главный дирижер Михаил Васильевич Плетнев без устали кристаллизовал необходимые качества коллектива, поднявшие его на мировой уровень исполнительского мастерства. ХII Фестиваль Юрия Башмета 2020 в Ярославле, не смотря ни на какие преграды, тоже не опустил свою планку по приглашению звезд сцены, достойных своей укоренившейся репутации интереснейшего события музыкальной жизни России. Гости из РНО и Михаил Плетнев украсили нынешнюю афишу фестиваля.

Плетнев в гостях у Башмета
© Ревизор.ru