Эксперты: бизнес Москвы готов к новой удаленке, но против штрафов за отсутствие масок
МОСКВА, 9 октября. /ТАСС/. Московские предприятия оказались готовы к новым ограничениям на фоне растущей в октябре динамики заболеваемости коронавирусом, в частности, к переводу части сотрудников на удаленный режим работы с текущей недели. При этом компании, работающие в непосредственном контакте с клиентами, считают чрезмерными и даже излишними штрафы за обслуживание людей без маски, сообщили опрошенные ТАСС представители деловых объединений и столичные бизнесмены. Власти Москвы ранее заявили, что из-за роста числа заболевших коронавирусом в столице не менее 30% сотрудников, в особенности хронически больные и пожилые, с этой недели переводятся на удаленную работу. Исключение из этого правила составляют только сотрудники, чье присутствие на рабочем месте является критически важным для функционирования организации, а также персонал медицинских организаций и некоторых других стратегических отраслей. Руководитель столичного департамента инвестиционной и промышленной политики столицы Александр Прохоров ранее говорил, что промышленным предприятиям также предложат перевести на удаленную работу сотрудников, которые не задействованы в производственном цикле. Лучше, чем локдаун Меры, принимаемые столичными властями, адекватны ситуации, которая связана с ростом числа заболевших коронавирусом этой осенью. Таким образом, они "пытаются остановить нарастание этой волны, но при этом оставить предприятия на плаву, не закрывать их", считает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин. Он отметил, что чувствительность перевода части коллектива на удаленный режим "для разных предприятий разная". "Если, например, в фитнес-центре или спортивном магазине работает в основном молодой коллектив, то тяжело вывести 30% на удаленный режим - надо просто по живому резать", - заметил Катырин. Он уверен, что переводить на дистанционный режим работы можно управленческий состав, бухгалтерию и другие подразделения, которые не задействованы в циклах производства, требующих участие человека, или которые не контактируют напрямую с клиентами. Многие организации, по его словам, сохраняют такой режим работы еще с весны. Глава "Опоры России" Александр Калинин согласен с тем, что столичные предприниматели с пониманием относятся к новым мерам. "Мы понимаем, что это лучше, чем локдаун. Нагрузка на госпитали растет и растет серьезно. Никто не хочет очага на предприятиях", - отметил он. При этом Калинин полагает, что удаленная работа может со временем снижать эффективность работы. Он рекомендует использовать "скользящую удаленку" - лишь на несколько дней вводить этот режим для сотрудников, кроме людей из группы высокого риска инфицирования. "Человек будет находиться в ритме, так как он возвращается в рабочую атмосферу офиса. Тогда, по нашим замерам, эффективность не падает", - подчеркнул Калинин. "Многие научились работать онлайн, но регулярную деятельность это заменить не может, - подтвердил советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. - При уходе людей на удаленку падает платежеспособный спрос, расходы предприятий, все это толкает к снижению оборотов по всей экономической цепочке. Поэтому следующую волну коронавируса, если мы говорим о серьезных ограничениях, переживет уже немного бизнеса, а значит уже пора сообща выполнять минимальные требования, чтобы избежать более серьезных ограничений". Система планирования Все опрошенные ТАСС предприниматели заявили, что прислушались к призыву столичных властей перейти или сохранить удаленный режим работы. Они рассказали, что подстраиваются под новую реальность, изобретая и применяя такие механизмы, которые даже в кризис обеспечивают им стабильную выручку. Так, гендиректор крупнейшей в России сети квестов "Клаустрофобия" Владимир Жиганов признался, что перевел часть сотрудников на удаленку еще весной и с тех пор не возвращал из соображений безопасности. "Тяжело ли это далось? Да, как и любой другой коммерческой компании. В нашем случае происходит так: власти вводят ограничения, люди боятся ходить на очные квесты, посещаемость падает. Для себя мы нашли выход - перевели в онлайн самые популярные квесты, в которые люди всегда играли очно, и получилось круто, судя по отзывам. Кроме этого, мы сделали новый формат аватар-квестов, где игрок может дистанционно управлять реальным человеком на локации", - поделился он. На московском заводе "Карат" также не отменяли удаленный режим, а максимально увеличили число сотрудников на дистанционке, сообщил гендиректор предприятия Евгений Гребнев. "Несмотря на это, компания успешно справляется с некоторыми трудностями. Объем производства завода "Карат" за период эпидемии и удаленной работы вырос, и мы продолжаем расти. Но, на мой взгляд, дальше ужесточать ограничительные меры не нужно, это очень больно для экономики", - сказал он. Предложенные на этой неделе рекомендации для предприятий Москвы не стали неожиданностью, а "повторять пройденное всегда легче", отметил директор по развитию компании VDK, которая производит аппараты для увеличения эффективности техпроцессов в химической и нефтехимической промышленности, Сергей Шагалов. "Я полагаю, что перевод сотрудников на удаленную работу не стал серьезным испытанием для большинства социально ответственных работодателей. Схема отработана, пути реализации понятны", - считает он. Если перевод на удаленную работу сотрудников офисных подразделений достаточно легко осуществим, то "с производственными подразделениями такие прямолинейные меры внедрить не получится", уверен Шагалов. "Сегодня подход нашего предприятия направлен в первую очередь на то, чтобы максимально снизить количество людей в рабочих сменах и привлекать сотрудников производства на работу только по мере острой необходимости. Это не удаленный режим, скорее, режим работы, предполагающий очень внимательное планирование рабочих ресурсов на производстве и привлечение только самых необходимых коллег по мере актуальности их участия в работе над производством оборудования. В нашей системе планирования это позволяет снизить экспозицию факторов риска на коллег-производственников", - пояснил он. Прислушались к властям, приняв необходимые дополнительные меры, и в научно-техническом центре "Бакор", рассказал заместитель генерального директора по инновационно-техническому развитию компании Михаил Королев. Он указал, что на предприятии "постараются минимизировать потери" в том случае, если перевод части сотрудников на удаленный режим скажется на эффективности работы. По его словам, остановка предприятия непрерывного цикла в случае развития негативного сценария с пандемией "грозит дорогостоящим ремонтом оборудования". "Масочные" штрафы Одной из самых главных проблем московских предпринимателей, которая ярко проявилась осенью, стала система штрафов за отсутствие средств защиты у сотрудников или за обслуживание клиентов без масок. Несоблюдение масочного режима для юридического лица грозит штрафом до 300 тыс. рублей, для индивидуального предпринимателя - до 50 тыс. рублей. За повторное нарушение на них налагается штраф до 1 млн рублей или приостанавливается деятельность на срок до 90 суток. "В данной ситуации штрафы для бизнеса являются весьма критичными. И если на сотрудников компании, кафе, магазина руководитель может повлиять, то обязать всех посетителей носить маски - навряд ли. Предприниматели могут обеспечить всеми антисептическими средствами на входе и масками, сотрудники могут объяснять, что важно соблюдать меры безопасности, но заставить клиентов невозможно. Поэтому здесь нужно применять санкции не только в отношении бизнеса", - заявил общественный омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. В свою очередь советник федерального бизнес-омбудсмена Антон Свириденко заметил, что ситуация со штрафами для предпринимателей за несоблюдение масочного режима "пока не носит повального характера, тем не менее аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова уже затрагивал с мэрией Москвы вопрос неприменения слишком жестких мер". По его словам, этот вопрос поднимают и в других регионах, их отрабатывают региональные омбудсмены. "Есть много фактов реально оспоренных штрафов или приостановок", - уточнил собеседник агентства. Мнения о том, что данные санкции "весьма жесткие", придерживается и глава ТПП Сергей Катырин. Он советует контролирующим органам "заниматься большей частью профилактикой и вносить предупреждения, а уж при повторных нарушениях прибегать к каким-то карательным мерам в виде штрафов". Общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основатель сети семейных кафе "Андерсон" Анастасия Татулова предложила переориентировать систему штрафов с бизнеса "на тех, кто нарушает персонально". Она считает, что у предпринимателя может не быть ресурса заставить гостя надеть маску или не пустить в заведение при отказе, а попытки все же сделать это нередко приводят к скандалам. "Применяемые к магазинам штрафные санкции за обслуживание покупателей без масок и перчаток существенны для предприятия. Многие покупатели отказываются надевать средства индивидуальной защиты, вплоть до отказа от покупки, - сказала замгендиректора по персоналу и правовым вопросам швейной фабрики "Большевичка" Елена Кузина. - В сегодняшней ситуации потеря каждого клиента существенна для магазинов. Но размер штрафных санкций выше суммы среднего чека, что делает экономически нецелесообразным обслуживание покупателей, не использующих средства индивидуальной защиты". Защита от наказаний Штраф за нарушение масочного режима для обычных граждан - физических лиц - на предприятиях Москвы, чья деятельность разрешена, составляет 4 тыс. рублей. Эта мера должна дисциплинировать людей, но иногда вызывает обратный эффект, отметил эксклюзивный представитель и импортер чая "Млесна" в Россию, зампредседателя Партии роста Сергей Демин. "Суммы этих штрафов у большинства вызывают протест и желание не подчиняться требованиям властей. Вход в московский магазин без маски может обойтись клиенту в 4 тыс. рублей. Мне кажется, что это много. Более того, сотрудники торговой точки ничего не могут сделать с несогласными клиентами - их задача реализовать товар, а не давать наставления. Я считаю, что штрафы в размере 500 рублей и повышенный уровень контроля со стороны проверяющих органов будут эффективнее. Если человек заплатит 10 раз понемногу, он в какой-то момент оценит серьезность эпидемиологической ситуации по ситуации в своем кошельке", - полагает Демин. Однако не все предприниматели массово сталкиваются с случаями, когда клиент завязывает спор о необходимости носить маску. Так, гендиректор "Клаустрофобии" Владимир Жиганов признал, что "со стороны посетителей нарушений практически нет". "Люди взволнованы, посещаемость низкая. Поэтому тем, кто приходит на офлайн-квесты, не нужно лишний раз напоминать о необходимости в средствах защиты - они уже в перчатках и масках", - сказал он. Стимулировать или создавать особые условия для соблюдения санитарных норм нередко приходится и самих сотрудников предприятий. Например, директор по развитию фабрики вентиляции "Галвент" Олег Логинов рассказал, что на предприятии ввели меры, которые помогут избежать подобных штрафов за нарушения масочного режима работниками. "Установили три уровня доступа в офис, исключив этим попадание в офис людей без средств защиты. Плюс жесткая позиция руководства по всем правилам", - пояснил Логинов. Вновь адаптироваться Предприниматели в основном готовы к новой волне коронавируса, отметил общественный омбудсмен Дмитрий Порочкин. "Нас готовили, предупреждали, и с середины сентября только ленивый не следил за статистикой заболеваний коронавирусом. Прогнозы сбываются, но, к счастью, все более или менее к этому готовы. Тяжелее всего сейчас будет и было именно малому бизнесу, который не успел восстановиться после первой волны. Государственным компаниям и крупному бизнесу будет немного проще, но в любом случае бесследным очередное возможное закрытие не будет ни для кого", - сказал он. Глава "Опоры России" Александр Калинин заметил, что экономика только начала восстановление после потерь, которые она понесла весной, более того, многие секторы еще не вышли из этого кризиса. Тем не менее ситуация уже начала ухудшаться, в частности, в сфере общественного питания. "По нашим замерам, в Москве начали "падать" чеки минимум на 15% в сентябре. Это сигнал, что надо возвращать часть мер [господдержки], которые принимались во втором квартале текущего года. Мы также ждем и надеемся, что вакцина от коронавируса поступит в гражданский оборот", - отметил глава делового объединения. Калинин считает, что при негативном развитии событий возможны дополнительные ограничения в работе некоторых отраслей. "Весеннего сценария нам допускать нельзя. Мы уже акцентировали внимание на том, что большая часть предприятий еще не очнулась от весенней изоляции. Мало кто может похвастаться прибылью "доковидных" времен. Закрытие бизнеса сейчас просто оставит без средств к существованию и предпринимателей, и людей, которые трудятся в этих компаниях. Альтернативу каждый должен предусмотреть для себя, исходя из специфики деятельности. Но это должна быть не альтернатива, а скорее диверсификация", - убежден Сергей Демин. В качестве примера он привел свою компанию, которая является поставщиком чая на российский рынок. "Самоизоляция научила нас пользоваться новым каналами сбыта в виде маркетплейсов, мы наладили доставку и существенно расширили ее географию, пересмотрели условия для постоянных клиентов. В перспективе, когда ситуация стабилизируется, мы не будет отказываться от проработанных схем, так как видим их реальную выгоду", - подытожил он.